УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***2008
Судья Ватрушкина О.А.
О
П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15
января 2008 года
г. Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Булгакова Г.М.
судей
Николаевой Р.И. и Королевой А.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (государственное учреждение)
на решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 16 ноября 2007 года, по которому суд постановил:
Исковое заявление К*** В*** Я*** удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж периоды работы с 01.09.1997
по 31.08.1998 К*** В*** Я*** учителем музыки
в Б*** средней школе.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (государственное учреждение) назначить К*** В*** Я*** досрочную
пенсию по старости с 11.09.2007.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Заслушав
доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у
с т а н о в и л а:
К*** В.Я. обратилась в суд с иском к Управлению
Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области
(государственное учреждение) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением
педагогической деятельности и назначении пенсии.
Требования
мотивированы тем, что решением комиссии УПФ РФ
в Чердаклинском районе
Ульяновской области от 18.09.2007
ей отказано в назначении досрочной
трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа
педагогической деятельности. Ответчиком в специальный стаж не засчитан период
работы в должности
учителя музыки, совмещенной со штатной должностью старшей пионервожатой в Б*** средней школе с
15.08.1997 по 26.08.1999. Решение комиссии считает незаконным и просит
удовлетворить ее требования.
Судом
постановлено
указанное выше решение.
В
кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе
Ульяновской области (государственное учреждение) не соглашается с
решением суда, просит его отменить. При
этом указывает, что суд неправильно
включил
в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии, периоды работы истцы в должности учителя музыки с 15.08.1997 по 26.08.1999,
поскольку в данный период она не имела необходимой педагогической нагрузки.
Работу учителя она выполняла, занимая штатную должность старшей пионервожатой. Работа
истицы в должности старшей пионервожатой также не может быть включена в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии, поскольку в настоящее время данная должность не включена в Списки,
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была
включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №
1067, и в Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 463.
Проверив
материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав К*** В.Я., судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
В
соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и
обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Установлено,
что К*** В.Я. в период с 15.08.1997 по 26.08.1999, работая старшей пионервожатой в Б*** средней школе, вела
уроки учителя музыки с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, за что получала
соответствующую заработную плату.
Данные
обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Подпунктом
10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом
3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий,
должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающие право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
В
предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина
СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета
Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от
22.09.1999.
До
1 января 2002 года назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, исполнялось по правилам ст.80 Закона РФ «О
государственных пенсиях в РФ»
от 20.11.1990 года № 340-1.
В
период действия данного закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное
обеспечение по выслуге лет определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 года № 463 « Об утверждении списка профессий и должностей работников
образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за
выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ
от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей,
работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Согласно
пункту 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 463 « Об
утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет» (в редакции от 22.09.1993г.) в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды
педагогической деятельности в учреждениях
(организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от
ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Из
абзаца первого пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, с изменениями от
01.02.2001г.) следует, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной
должности), предусмотренных Списком от 22.09.1999г. № 1067, включается в
выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)
нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за
ставку заработной платы (должностной
оклад).
В
соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 года № 9 «О порядке
применения Постановления Правительства РФ от 20.03.2000г. № 240 «О внесении
дополнения в Постановление
Правительства РФ от
22.09.1999 года № 1067» (утверждены Постановлением Минтруда РФ
от 24.08.2000г. № 61) при назначении пенсий за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью положение, установленное абзацем первым пункта 1
Правил, применяется с 01.09.2000 года.
Таким
образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что периоды работы
в должности учителя музыки с 15.08.1997 по 26.08.1999
подлежат включению в стаж педагогической работы истицы, дающей право на
назначение ей досрочной трудовой пенсии.
В
жалобе указывается, что период работы истицы в качестве учителя не может
включаться в стаж педагогической деятельности, поскольку в указанный период она
не занимала штатную должность учителя, и у нее не было необходимой
педагогической нагрузки.
Данный
довод не может ставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции,
поскольку действующее в тот период законодательство не содержало указанных ограничений.
Из
протокола заседания комиссии усматривается, что в выслугу
лет К*** В.Я. не засчитан период с 15.08.1997 по 26.08.1999 в связи с работой в должности старшей пионервожатой в Б***
средней школе.
Положением
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993,
предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в
качестве штатных пионервожатых.
Таким
образом, в период работы К*** В.Я. в
должности старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством
предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для
назначения досрочной пенсии по старости.
Отказывая
К*** В.Я. во включении в педагогический стаж периода работы в должности старшей
пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность
не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако
оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с
законодательством, действовавшим в спорный период.
Положения
статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и
статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и
связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя
из правовой позиции, изложенной
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, следует, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии
с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на
момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно
ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №
463.
В
соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР».
Таким
образом, поскольку в период работы К*** В.Я. в должности старшей пионервожатой, работа в
данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959
№ 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж
при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное
толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения
которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и
гражданина.
Поскольку
к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости К***
В.Я. имела необходимый 25-летний стаж
педагогической работы, суд обоснованно
удовлетворил заявленные исковые требования.
В
силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам
кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о
п р е д е л и л а :
Решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2007 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (государственное учреждение) – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: