Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 15.01.2008, опубликован на сайте 06.02.2008 под номером 9738, 2-я гражданская, о включ.в сепц.стаж работы, дающей право на пенсию по выслуге лет как пед.работнику, назн.пенсии, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***2008                                                             Судья  Ватрушкина О.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

15 января 2008 года                                                                г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Булгакова Г.М.         

судей Николаевой Р.И. и Королевой А.В.  

рассмотрела   дело по  кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение)

на  решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области     от 16 ноября     2007 года, по которому суд постановил:

Исковое заявление К*** В*** Я*** удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж периоды работы с 01.09.1997 по 31.08.1998  К*** В*** Я*** учителем музыки в Б*** средней школе.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) назначить К*** В*** Я*** досрочную пенсию по старости с 11.09.2007.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Заслушав доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К***  В.Я. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что решением комиссии УПФ РФ  в Чердаклинском районе  Ульяновской области  от 18.09.2007 ей отказано  в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Ответчиком в специальный стаж не засчитан    период    работы    в должности  учителя музыки, совмещенной   со штатной должностью  старшей пионервожатой в Б*** средней школе с 15.08.1997 по 26.08.1999. Решение комиссии считает незаконным и просит удовлетворить ее требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском  районе  Ульяновской области (государственное учреждение) не соглашается с решением суда, просит его отменить.   При этом указывает, что суд неправильно

 

включил в  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы истцы в должности учителя музыки с 15.08.1997 по 26.08.1999, поскольку в данный период она не имела необходимой педагогической нагрузки. Работу учителя она выполняла, занимая штатную должность старшей пионервожатой. Работа истицы в должности старшей пионервожатой также не может быть включена в  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и в Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав К*** В.Я.,   судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Установлено, что К*** В.Я. в период с 15.08.1997 по 26.08.1999, работая старшей  пионервожатой в Б*** средней школе, вела уроки учителя музыки с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, за что получала соответствующую заработную плату.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

До 1 января 2002 года назначение досрочной трудовой пенсии по старости    лицам,  осуществлявшим педагогическую деятельность, исполнялось  по правилам ст.80 Закона РФ «О государственных   пенсиях  в   РФ» от 20.11.1990 года № 340-1.

В период действия данного закона порядок исчисления  стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 « Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность  которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет»   и    Постановлением    Правительства   РФ   от   22.09.1999 года № 1067  «Об утверждении Списка должностей, работа  в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Согласно пункту   2   Постановления  СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 463 « Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (в редакции от 22.09.1993г.) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях  (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Из абзаца первого пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства РФ  от 22.09.1999г. № 1067, с изменениями от 01.02.2001г.) следует, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 22.09.1999г. № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку  заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 года № 9 «О порядке применения Постановления Правительства РФ от 20.03.2000г. № 240 «О внесении дополнения в Постановление   Правительства  РФ  от    22.09.1999 года     1067» (утверждены Постановлением Минтруда РФ от 24.08.2000г. № 61) при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью положение, установленное абзацем первым пункта 1 Правил, применяется с 01.09.2000 года.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что периоды работы   в должности учителя музыки с 15.08.1997 по 26.08.1999 подлежат включению в стаж педагогической работы истицы, дающей право на назначение ей досрочной трудовой пенсии.

В жалобе указывается, что период работы истицы в качестве учителя не может включаться в стаж педагогической деятельности, поскольку в указанный период она не занимала штатную должность учителя, и у нее не было необходимой педагогической нагрузки.

Данный довод не может ставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, поскольку действующее в тот период законодательство не содержало указанных ограничений.

Из протокола  заседания комиссии усматривается, что в выслугу лет К***  В.Я. не засчитан  период с 15.08.1997 по 26.08.1999 в связи с работой  в должности старшей пионервожатой в Б*** средней школе. 

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, в период работы К*** В.Я.  в должности старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Отказывая К*** В.Я. во включении в педагогический стаж периода работы в должности старшей пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из  правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, следует, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы К*** В.Я.  в должности старшей пионервожатой, работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости К*** В.Я.  имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, суд  обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Чердаклинского  районного суда  Ульяновской области  от 16 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: