Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Документ от 11.12.2007, опубликован на сайте 25.12.2007 под номером 9612, 2-я гражданская, о возложении обяз.назначить пенсию по старости как педаг.работнику с учетом спец.стажа, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Гаврилова Е.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

11 декабря 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Трифоновой Т.П. и Королевой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 02 ноября 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования М*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше Ульяновской области включить в специальный стаж период работы М*** в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № *** г. Барыша с 14 декабря 1978 года по 20 октября 1981 года и в качестве организатора по внеклассной и внешкольной работе с детьми с 15 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года в этой же школе и назначить ей пенсию со 2 апреля 2007 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

М***. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии.

В обоснование своих требований указала, что решением комиссии при УПФ РФ в г. Барыше ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической работы. При этом в специальный стаж ей не включили периоды работы: с 14.12.1978 по 21.10.1981 – в  должности старшей пионервожатой средней школы № *** г. Барыша и с 15.12.1986 по 31.08.1987 – в должности организатора внеклассной и внешкольной работы той же школы.

В соответствии с действующим в период ее работы в должности пионервожатой постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 должность пионервожатого засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью. Работая в данной должности, она не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство изменится и она будет лишена права на досрочное назначение трудовой пенсии. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ, которая не допускает принятия законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, данный период работы должен быть включен в ее специальный стаж.

То обстоятельство, что занимаемая ею должность организатора внеклассной и внешкольной работы была неправильно поименована работодателем и должна была называться «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», не является основанием для отказа во включении периода этой работы в специальный стаж.

Истица просила включить указанные выше периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения – 02.04.2007.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше просит решение суда в части включения в специальный стаж периода работы в должности пионервожатой отменить и в этой части в иске отказать. При этом указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Суд применил закон, не подлежащий применению, и выборочно взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж.

Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п. «а» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание постановления Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». О правильности позиции Пенсионного фонда РФ свидетельствует и сложившаяся судебная практика.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Как видно из материалов дела, М***. 02.04.2007 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.04.2007 М***. отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что специальный стаж М***. составляет 23 года 11 месяцев 08 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды: с 14.12.1978 по 21.10.1981 – в  должности старшей пионервожатой средней школы № *** г. Барыша и с 15.12.1986 по 31.08.1987 – в должности организатора внеклассной и внешкольной работы той же школы.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, в период работы М***. в должности  старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Кроме того, в ходе рассмотрения суд установил, что должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» в школах всех наименований включена в Список (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781), и неправильное наименование работодателем занимаемой М***. должности («организатор внеклассной и внешкольной работы») не является основанием для исключения ее работы в данной должности из специального стажа.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости М***. имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные УПФ РФ в г. Барыше в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Отказывая М***. во включении в педагогический стаж периода работы с 14.12.1978 по 21.10.1981 в  должности старшей пионервожатой средней школы № *** г. Барыша, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Судом правильно указано в решении, что положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы М***. в должности  старшей пионервожатой, работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод кассационной жалобы о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия  истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным и основанном на неправильном толковании правовых норм.

Названный нормативный акт содержал условие о том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие М***. соблюдено, более 23 лет ее трудового стажа приходится на работу в должностях воспитателя ГПД, учителя и директора средней школы, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

Ссылка в кассационной жалобе на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 02 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: