УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***-2007
Судья Ватрушкина О.А.
О
П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04
декабря 2007 года
г.Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей
Николаевой Р.И. и Королевой А.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском Ульяновской области
(государственное учреждение)
на решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 26 октября 2007 года,
по которому суд постановил:
Исковые требования С*** Г*** В*** удовлетворить.
Включить в специальный стаж периоды работы с 01.09.1976
по 01.01.1985 и с 20.11.1986 по
31.08.1992 С*** Г*** В*** в должности старшей пионервожатой в 8-летней школе № ***
г.Барыша и Октябрьской средней школе.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском Ульяновской области
(государственное учреждение) назначить С*** Г*** В*** досрочную
пенсию по старости с 17.05.2007.
Заслушав
доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у
с т а н о в и л а:
С*** Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению
Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области
(государственное учреждение) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.
В
обоснование своих требований указала, что 17.05.2007 обратилась к ответчику с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью. Комиссия УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области 10.07.2007 отказала ей в назначении пенсии, не включив в
ее специальный стаж работу в должности старшей пионервожатой в 8-летней школе №***
г.Барыша с 01.09.1976 по 01.01.1985 и в Октябрьской средней школе с 20.11.1986
по 31.08.1992. Решение комиссии является незаконным, поскольку в соответствии с
действовавшим в период ее работы в должности старшей пионервожатой Положением,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работа
в должности штатных пионервожатых в школах засчитывалась в педагогический стаж.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию
законодательство изменилось, ставит ее в неравное положение с работниками,
выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Работая в
должности старшей пионервожатой, она с
04.04.1983
по 31.12.1984 и с 16.11.1989 по 30.08.1992 находилась в декретном отпуске и
отпуске по уходу за детьми. Указанные периоды должны быть включены в ее
специальный стаж. Просила также включить
в специальный трудовой стаж периоды работы: с 01.09.1981 по 31.08.1982 учителем
по совместительству в средней школе
г.Барыш, с 20.11.1986 по 15.11.1989 учителем истории по совместительству в
Октябрьской средней школе.
Судом
постановлено указанное выше решение.
В
кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе
Ульяновской области (государственное учреждение) не соглашается с
решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом
указывает, что решение постановлено с существенным нарушением норм
материального и процессуального законодательства. Суд неправильно включил
в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии, периоды работы истцы в должности старшей пионервожатой, поскольку в настоящее
время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Проверив
материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения
представителя ответчика Х*** Н.К. и
истицы С*** Г.В., судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В
соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и
обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Подпунктом
10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных
и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом
3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей
и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
В
предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина
СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета
Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от
22.09.1999.
Как
видно из материалов дела, С*** Г.В.
17.05.2007 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в
соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
РФ».
Решением
Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.07.2007
отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего
стажа педагогической деятельности.
При
этом из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет С*** Г.В.
составляет 14 лет 08 месяцев 02 дня. Не
засчитаны в специальный стаж периоды: с 01.09.1976 по 01.01.1985 и с 20.11.1986 по 31.08.1992 – работы в
должности старшей пионервожатой в 8-летней школе №*** г.Барыша и в Октябрьской
средней школе.
Положением
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993,
предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в
качестве штатных пионервожатых.
Таким
образом, в период работы С*** Г.В. в должности старшей пионервожатой
действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа
засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по
старости.
Периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком
с 04.04.1983 по
31.12.1984 и с 16.11.1989 по 30.08.1992 правильно судом включены в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии. Указанные периоды имели место до 06.10.1992 года
(времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года
№ 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»,
с принятием которого названный период
перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии
на льготных условиях), поэтому они подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения
женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное
назначение пенсии по старости.
При
таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к моменту обращения
с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости С*** Г.В. имела необходимый 25-летний стаж
педагогической работы, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые
требования.
Доводы,
приведенные УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Отказывая
С*** Г.В. во включении в педагогический стаж периода работы с 01.09.1976 по 01.01.1985 и с 20.11.1986 по 31.08.1992 в должности
старшей пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная
должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако
оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с
законодательством, действовавшим в спорный период.
Судом
правильно указано в решении, что положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части
4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ
предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того,
чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть
последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на
основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Принимая
во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в
Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные
права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод,
что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно
ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №
463.
В
соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР».
Таким
образом, поскольку в период работы С*** Г.В. в должности старшей пионервожатой,
работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в
специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное
толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения
которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и
гражданина.
В
силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам
кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о
п р е д е л и л а :
Решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 октября 2007 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в
Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) – без
удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: