Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 04.12.2007, опубликован на сайте 25.12.2007 под номером 9564, 2-я гражданская, о включении в спец.стаж работы, дающей право на пенсию по выслуге лет как педагог.работнику, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***-2007                                                             Судья  Ватрушкина О.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 декабря   2007 года                                                                            г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.      

судей Николаевой Р.И. и   Королевой А.В.

рассмотрела   дело по  кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском Ульяновской области (государственное учреждение)

на  решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области     от 26 октября    2007 года, по которому суд постановил:

Исковые требования С*** Г*** В*** удовлетворить.

Включить в специальный стаж периоды работы с 01.09.1976 по 01.01.1985  и с 20.11.1986 по 31.08.1992 С*** Г*** В*** в должности старшей пионервожатой в 8-летней школе № *** г.Барыша  и Октябрьской средней школе.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском Ульяновской области (государственное учреждение) назначить С*** Г*** В*** досрочную пенсию  по старости с 17.05.2007.

Заслушав доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

С***  Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.

В обоснование своих требований указала, что 17.05.2007 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Комиссия УПФ РФ  в Чердаклинском районе  Ульяновской области 10.07.2007  отказала ей в назначении пенсии, не включив в ее специальный стаж работу в должности старшей пионервожатой в 8-летней школе №*** г.Барыша с 01.09.1976 по 01.01.1985 и в Октябрьской средней школе с 20.11.1986 по 31.08.1992. Решение комиссии является незаконным, поскольку в соответствии с действовавшим в период ее работы в должности старшей пионервожатой Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работа в должности штатных пионервожатых в школах засчитывалась в педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, ставит ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Работая в должности старшей пионервожатой, она с

04.04.1983 по 31.12.1984 и с 16.11.1989 по 30.08.1992 находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за детьми. Указанные периоды должны быть включены в ее специальный стаж. Просила также  включить в специальный трудовой стаж периоды работы: с 01.09.1981 по 31.08.1982 учителем по совместительству  в средней школе г.Барыш, с 20.11.1986 по 15.11.1989 учителем истории по совместительству в Октябрьской средней школе.   

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском  районе  Ульяновской области (государственное учреждение) не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд неправильно включил в  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы истцы в должности старшей пионервожатой, поскольку в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Х*** Н.К.  и истицы С*** Г.В.,   судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Как видно из материалов дела, С***  Г.В. 17.05.2007 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.07.2007 отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет С*** Г.В. составляет 14 лет  08 месяцев 02 дня. Не засчитаны в специальный стаж периоды: с 01.09.1976 по 01.01.1985  и с 20.11.1986 по 31.08.1992 – работы в должности старшей пионервожатой в 8-летней школе №*** г.Барыша и в Октябрьской средней школе.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, в период работы С*** Г.В. в должности старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 04.04.1983 по 31.12.1984 и с 16.11.1989 по 30.08.1992  правильно судом включены  в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Указанные периоды имели место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), поэтому они подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости С*** Г.В.  имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области  в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Отказывая С*** Г.В. во включении в педагогический стаж периода работы с  01.09.1976 по 01.01.1985 и  с 20.11.1986 по 31.08.1992 в должности старшей пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Судом правильно указано в решении, что положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы С*** Г.В. в должности старшей пионервожатой, работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Чердаклинского  районного суда  Ульяновской области  от 26 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (государственное учреждение) – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: