Судебный акт
Назначение досрочной страховой пенсии по старости медик
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 27.10.2020 под номером 90306, 2-я гражданская, о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Калянова Л.А.                                                         Дело № 33-3648/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-205/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от  3 июня 2020 года, с учетом определения того же суда от 24 июля 2020 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Сурковой Светланы Александровны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента возникновения права удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 30.12.2019 № 27 в части не включения в специальный стаж периодов с 11.10.2005 по 18.12.2006, с 15.01.2007 по 15.04.2009, с 01.07.2011 по 03.06.2012 в *** и с 16.04.2009 по 31.03.2011 в ***», - незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) включить Сурковой Светлане Александровне в специальный стаж периоды работы:

- 11.10.2005 по 18.12.2006,

- с 15.01.2007 по 15.04.2009,

- с 01.07.2011 по 03.06.2012 - в *** в качестве медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения;

- с 16.04.2009 по 31.03.2011- в *** в качестве медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Сурковой Светлане Александровне отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Сурковой С.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Суркова С.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела,  к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) (ГУ- УПФ РФ в Чердаклинском районе) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента возникновения права.

Требования мотивированы тем, что Суркова С.А. 30.12.2019  обратилась в ГУ- УПФ РФ в Чердаклинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. 21.01.2020 ответчиком в назначении страховой пенсии отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения досрочной страховой пении – 30 лет. По расчету пенсионного органа стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составил 24 года 03 месяца 15 дней,  а страховой стаж - 27 лет 08 месяцев 10 дней.

При этом ответчик отказал во включении  в специальных стаж следующих периодов:  с 22.09.1997- 06.10.1997 (00-00-15), с 15.02.2003 – 23.02.2003 (00-00-09), с 01.07.2014 – 14.07.2014 (00-00-14) – периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;  с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08), с 15.01.2007 – 15.04.2009 (02-03-01), с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05) – в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 (01-11-16) – в должности медицинской сестры в ***».

Суркова С.А. считает данный отказ незаконным.

Просила признать решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное), об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать включить в специальный стаж периоды:  с 22.09.1997- 06.10.1997 (00-00-15); с 15.02.2003 – 23.02.2003 (00-00-09); с 01.07.2014 – 14.07.2014 (00-00-14) – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы; с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08); с 15.01.2007 – 15.04.2009 (02-03-01); с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05) –  работы в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 (01-11-16) – работы в должности медицинской сестры в ***»,  назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента возникновения права.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование жалобы указывает, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, в разделе «Наименование учреждений» общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены. Включение судом спорных периодов в льготный стаж истицы является необоснованным, поскольку истица в спорные периоды работала в ***, которые согласно Списку не поименованы в разделе «Наименование учреждений» и не являются учреждениями здравоохранения, периоды работы в которых включаются в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В обоснование доводов жалобы ссылается на п.17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», п.1 ст.87, ст.66.3, п.1, ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу, создаются для различных целей, в связи с этим общество с ограниченной ответственностью относится к числу коммерческих организаций и не может являться учреждением. Кроме того, в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 №529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Ссылаясь на ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные ст.11, 12 данного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Указывает, что дата регистрации Сурковой С.А. в системе персонифицированного учета – 21.01.2000, после этой даты в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица у истицы спорные периоды работы указаны без признака «особые условия труда» и не могут быть засчитаны в специальный стаж.

В возражениях на апелляционную жалобу Суркова С.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 30.12.2019 Суркова С.А., обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением  лечебной и иной деятельности  по охране здоровья населения.  

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) № 27 от 21.01.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Сурковой С.А. отказано в связи с отсутствием специального стажа – 30 лет. . По расчету пенсионного органа стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составил 24 года 03 месяца 15 дней,  а страховой стаж - 27 лет 08 месяцев 10 дней.

При этом ответчик отказал во включении  в специальных стаж истицы следующих периодов:  с 22.09.1997- 06.10.1997 (00-00-15), с 15.02.2003 – 23.02.2003 (00-00-09), с 01.07.2014 – 14.07.2014 (00-00-14) – периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;  с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08), с 15.01.2007 – 15.04.2009 (02-03-01), с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05), в том числе с 04.06.2012 по 05.09.2013 (1 год 3 мес. 2 дня) - отпуск по уходу за ребенком – работа в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 (01-11-16) – в должности медицинской сестры в ***».

С данным решением Суркова С.А. не согласилась, оспорила его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев по существу заявленные требования, принял решение, удовлетворив исковые требования в части возложения на ГУ – УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж Сурковой С.А. периоды ее работы в должности медицинской сестры в ***. При этом суд, дал неверную правовую оценку представленным доказательствам и в нарушении норм материального права установил тождество *** и медицинского учреждения, предусмотренного Списком  должностей, работа в которых засчитывается в выслугу  лет в связи с лечебной и иной  деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 29.10.2002 № 781.

При таких обстоятельствах решение Чердаклинского  районного суда Ульяновской области от 03.06.2020 с учетом определения этого же суда от 24.07.2020 об исправлении описки,  в соответствии со ст. 330 ГПК РФ в указанной части подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются в частности: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в силу которых при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации в ныне действующей редакции, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 123.21), тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статьи 87, 66).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.

В спорные периоды: с 11.10.2005 – 18.12.2006, с 15.01.2007 – 15.04.2009, с 01.04.2011 – 05.09.2013 в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 в должности медицинской сестры в ***  истица работала в обществах с ограниченной ответственностью, то есть в коммерческих организациях, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Общества с ограниченной ответственностью в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не поименованы.

Как указал Конституционный Суд РФ  в определении  от 26 сентября 2019 года № 2209-О  пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 года - подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), определяющий условия досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (с 1 января 2015 года указанный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» направлен на реализацию права указанных лиц на пенсионное обеспечение.

Оспариваемый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», направлен на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в учреждениях здравоохранения, поскольку она сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Такое правовое регулирование, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Кроме того, согласно Порядку, утвержденному приказом «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости», утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.              

Дата регистрации Сурковой С.А. в системе персонифицированного учета - 20.01.2000. После указанной даты  спорные периоды работы истицы указаны в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета без признака «особые условия труда», т.е. работодатели ***» подавали в пенсионный орган сведения о работе «общими условиями».

Исходя из вышеизложенного и учитывая то, что возможность зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях, не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке, пенсионным законодательством не предусмотрена, исковые требования  Сурковой С.А. в части признания незаконным  решения  ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 21.02.2020 № 27 и включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов ее работы: с 11.10.2005 – 18.12.2006, с 15.01.2007 – 15.04.2009, с 01.04.2011 – 05.09.2013 в должности медицинской сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 в должности медицинской сестры в ***» удовлетворению не подлежат.

По данным трудовой книжки Суркова С.А. работала с 24.07.1991 по 10.10.1997,  с 01.02.2013 по настоящее время в *** в должности медсестры. В  период с 22.09.1997 по 06.10.1997 (15 дн.) и с 01.07.2014 по 14.07.2014 (14 дн.)  ей предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.

В период  с 02.02.1998 по 17.02.2005  она работала в должности медсестры ***. С  15.02.2003 по 23.02.2003 (9 дн.) ей предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж , дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.

Исходя из изложенного, суд обоснованно отказал во включении в специальный стаж Сурковой С.А. отпуска без сохранения заработной платы, поскольку в это время истицей работа по специальности не осуществлялась, выплата заработной платы за эти дни ей не производилась, данные периоды не могут быть отнесены к категории ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.

Поскольку на дату обращения в ГУ -  УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное)  - 30.12.2019  Сурковой С.А.  специальный страховой стаж - 30 лет не выработан, соответственно у нее не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, соответственно суд правомерно отказал истице  в удовлетворении исковых требований в части  возложения на ответчика обязанности по назначению ей досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривалось.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 июня 2020 года, с учетом определения того же суда от 24 июля 2020 года об исправлении описки  в части удовлетворения исковых требований Сурковой Светланы  Александровны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ  в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное)о признании решения от 21.01.2020 № 27 незаконным и  включении периодов работы в специальный стаж отменить.

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований  Сурковой Светланы Александровны о признании решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 21.01.2020 № 27 в части не включения в специальный стаж периодов с 11.10.2005 по 18.12.2006, с 15.01.2007 по 15.04.2009, с 01.07.2011 по 03.06.2012 в ***» и 16.04.2009 по 31.03.2011 в ***», - незаконным, обязании  Государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) включить  в специальный стаж периоды работы:  11.10.2005 по 18.12.2006,  с 15.01.2007 по 15.04.2009,  с 01.07.2011 по 03.06.2012 - в ***» в качестве медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения; с 16.04.2009 по 31.03.2011- в *** в качестве медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения отказать.

В остальной части решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 июня 2020 года, с учетом определения того же суда от 24 июля 2020 года об исправлении описки  оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                                               Судьи: