УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Калянова Л.А. Дело № 33-3648/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-205/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления
пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской
области (межрайонное) на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 3 июня 2020 года, с учетом определения
того же суда от 24 июля 2020 года об исправлении описки, по которому
постановлено:
исковые требования Сурковой Светланы Александровны к Государственному
учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной
страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж,
признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента
возникновения права удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения -
Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе
Ульяновской области (межрайонное) от 30.12.2019 № 27 в части не включения в
специальный стаж периодов с 11.10.2005 по 18.12.2006, с 15.01.2007 по
15.04.2009, с 01.07.2011 по 03.06.2012 в *** и с 16.04.2009 по 31.03.2011 в ***»,
- незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управления
пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской
области (межрайонное) включить Сурковой Светлане Александровне в специальный
стаж периоды работы:
- 11.10.2005 по 18.12.2006,
- с 15.01.2007 по 15.04.2009,
- с 01.07.2011 по 03.06.2012 - в *** в качестве
медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения;
- с 16.04.2009 по 31.03.2011- в *** в качестве
медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения.
В удовлетворении остальной части исковых требований
Сурковой Светлане Александровне отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца
Сурковой С.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Суркова С.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к Государственному
учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (межрайонное) (ГУ- УПФ РФ в Чердаклинском районе) о признании решения
об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении
периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочное назначение
страховой пенсии с момента возникновения права.
Требования мотивированы тем, что Суркова С.А.
30.12.2019 обратилась в ГУ- УПФ РФ в
Чердаклинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в
связи с лечебной деятельностью. 21.01.2020 ответчиком в назначении страховой
пенсии отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения
досрочной страховой пении – 30 лет. По расчету пенсионного органа стаж, дающий
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения, составил 24 года 03 месяца 15
дней, а страховой стаж - 27 лет 08
месяцев 10 дней.
При этом ответчик отказал во включении в специальных стаж следующих периодов: с 22.09.1997- 06.10.1997 (00-00-15), с
15.02.2003 – 23.02.2003 (00-00-09), с 01.07.2014 – 14.07.2014 (00-00-14) –
периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08), с
15.01.2007 – 15.04.2009 (02-03-01), с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05) – в
должности медицинской сестры поликлинического отделения
лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с
01.04.2009 – 31.03.2011 (01-11-16) – в должности медицинской сестры в ***».
Суркова С.А. считает данный отказ незаконным.
Просила признать решение Государственного учреждения –
Управления пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области
(межрайонное), об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным,
обязать включить в специальный стаж периоды:
с 22.09.1997- 06.10.1997 (00-00-15); с 15.02.2003 – 23.02.2003
(00-00-09); с 01.07.2014 – 14.07.2014 (00-00-14) – нахождение в отпуске без
сохранения заработной платы; с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08); с 15.01.2007
– 15.04.2009 (02-03-01); с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05) – работы в должности медицинской сестры
поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного
медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 (01-11-16) – работы в
должности медицинской сестры в ***», назначить досрочную страховую пенсию по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения с момента возникновения права.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе
просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в
удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что Списком должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим лечебную
деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, в разделе
«Наименование учреждений» общества с ограниченной ответственностью,
осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены. Включение судом
спорных периодов в льготный стаж истицы является необоснованным, поскольку
истица в спорные периоды работала в ***, которые согласно Списку не поименованы
в разделе «Наименование учреждений» и не являются учреждениями здравоохранения,
периоды работы в которых включаются в стаж, дающий право на досрочную страховую
пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения. В обоснование доводов жалобы ссылается на п.17
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О
практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на
трудовые пенсии», п.1 ст.87, ст.66.3, п.1, ст.123.21 Гражданского кодекса
Российской Федерации, согласно которым общество с ограниченной ответственностью
и учреждение имеют разную юридическую природу, создаются для различных целей, в
связи с этим общество с ограниченной ответственностью относится к числу
коммерческих организаций и не может являться учреждением. Кроме того, в
действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
06.08.2013 №529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве
учреждений здравоохранения также не указаны.
Ссылаясь на ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013
№400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные ст.11, 12
данного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета. Указывает, что дата регистрации Сурковой С.А. в системе
персонифицированного учета – 21.01.2000, после этой даты в выписке из
индивидуального лицевого счета застрахованного лица у истицы спорные периоды
работы указаны без признака «особые условия труда» и не могут быть засчитаны в
специальный стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу Суркова С.А. просит
оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из
материалов дела следует, что 30.12.2019 Суркова С.А., обратилась в
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском
районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 20 ч.1 ст.
30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности
по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управления
Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) №
27 от 21.01.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости
Сурковой С.А. отказано в связи с отсутствием специального стажа – 30 лет. . По
расчету пенсионного органа стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составил 24 года 03
месяца 15 дней, а страховой стаж - 27
лет 08 месяцев 10 дней.
При этом ответчик отказал во включении в специальных стаж истицы следующих
периодов: с 22.09.1997- 06.10.1997
(00-00-15), с 15.02.2003 – 23.02.2003 (00-00-09), с 01.07.2014 – 14.07.2014
(00-00-14) – периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; с 11.10.2005 – 18.12.2006 (01-02-08), с
15.01.2007 – 15.04.2009 (02-03-01), с 01.04.2011 – 05.09.2013 (02-05-05), в том
числе с 04.06.2012 по 05.09.2013 (1 год 3 мес. 2 дня) - отпуск по уходу за
ребенком – работа в должности медицинской сестры поликлинического отделения
лечебно-профилактического многопрофильного медицинского центра ***»; с 01.04.2009
– 31.03.2011 (01-11-16) – в должности медицинской сестры в ***».
С данным
решением Суркова С.А. не согласилась, оспорила его в судебном порядке.
Суд,
рассмотрев по существу заявленные требования, принял решение, удовлетворив
исковые требования в части возложения на ГУ – УПФ РФ в Чердаклинском районе
Ульяновской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж
Сурковой С.А. периоды ее работы в должности медицинской сестры в ***. При этом суд,
дал неверную правовую оценку представленным доказательствам и в нарушении норм
материального права установил тождество *** и медицинского учреждения,
предусмотренного Списком должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу
лет в связи с лечебной и иной
деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781.
При таких
обстоятельствах решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 03.06.2020 с учетом определения
этого же суда от 24.07.2020 об исправлении описки, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ в указанной
части подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 этой же статьи списки соответствующих работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что
при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного
пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются в частности: при
досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения:
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012
года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав
граждан на трудовые пенсии», в силу которых при разрешении споров, возникших в
связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не
относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует
иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно
работникам учреждений.
Пунктом 1
статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшим
на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или
частично.
С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации в ныне
действующей редакции, учреждением признается унитарная некоммерческая
организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый
пункта 1 статьи 123.21), тогда как общество с ограниченной
ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к
коммерческой организации (статьи 87,
66).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса
Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение
имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей,
в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться
учреждением.
В спорные периоды: с 11.10.2005 – 18.12.2006, с 15.01.2007 –
15.04.2009, с 01.04.2011 – 05.09.2013 в должности медицинской сестры
поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного
медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 в должности медицинской сестры
в *** истица работала в обществах с
ограниченной ответственностью, то есть в коммерческих организациях, основной
целью деятельности которых является извлечение прибыли. Данные организации не
могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых
предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Общества с ограниченной ответственностью в Списке,
утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002 года N 781, не поименованы.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении
от 26 сентября 2019 года № 2209-О
пункт 20
части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1
января 2015 года - подпункт 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), определяющий условия
досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, во
взаимосвязи с постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (с 1 января
2015 года указанный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение» направлен на реализацию права указанных лиц на пенсионное
обеспечение.
Оспариваемый Список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», направлен на конкретизацию механизма реализации права на
досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем
лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения
осуществляется в учреждениях здравоохранения, поскольку она сопряжена с
неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными
психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Такое правовое регулирование, закрепляя право лиц,
осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только
специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования
учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение
специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не
может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и
ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Кроме
того, согласно Порядку, утвержденному приказом «Об утверждении порядка
подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости», утвержденных Министерством здравоохранения и социального
развития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы после регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета.
Дата регистрации Сурковой С.А. в системе
персонифицированного учета - 20.01.2000. После указанной даты спорные периоды работы истицы указаны в
сведениях индивидуального (персонифицированного) учета без признака «особые
условия труда», т.е. работодатели ***» подавали в пенсионный орган сведения о
работе «общими условиями».
Исходя из вышеизложенного и учитывая то, что возможность
зачета в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий
право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы в организациях,
не относящихся к учреждениям, поименованным в Списке,
пенсионным законодательством не предусмотрена, исковые требования Сурковой С.А. в части признания
незаконным решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в
Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 21.02.2020 № 27 и
включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения, периодов ее работы: с 11.10.2005 – 18.12.2006, с
15.01.2007 – 15.04.2009, с 01.04.2011 – 05.09.2013 в должности медицинской
сестры поликлинического отделения лечебно-профилактического многопрофильного
медицинского центра ***»; с 01.04.2009 – 31.03.2011 в должности медицинской сестры
в ***» удовлетворению не подлежат.
По данным трудовой
книжки Суркова С.А. работала с 24.07.1991 по 10.10.1997, с 01.02.2013 по настоящее время в *** в
должности медсестры. В период с
22.09.1997 по 06.10.1997 (15 дн.) и с 01.07.2014 по 14.07.2014 (14 дн.) ей предоставлялся отпуск без сохранения
заработной платы.
В период с 02.02.1998 по 17.02.2005 она работала в должности медсестры ***. С 15.02.2003 по 23.02.2003 (9 дн.) ей
предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.
Пунктом 5 Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж , дающий право на досрочное назначение пенсии,
включаются периоды получения пособия по государственному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных
оплачиваемых отпусков, включая
дополнительные. Иные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
Исходя из изложенного, суд
обоснованно отказал во включении в специальный стаж Сурковой С.А. отпуска без
сохранения заработной платы, поскольку в это время истицей работа по специальности
не осуществлялась, выплата заработной платы за эти дни ей не производилась, данные периоды не
могут быть отнесены к категории ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков.
Поскольку на дату обращения в ГУ - УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской
области (межрайонное) - 30.12.2019 Сурковой С.А.
специальный страховой стаж - 30 лет не выработан, соответственно у нее
не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
соответственно суд правомерно отказал истице
в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по
назначению ей досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения
права.
Решение суда в указанной
части сторонами не оспаривалось.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3 июня 2020 года, с учетом
определения того же суда от 24 июля 2020 года об исправлении описки в части удовлетворения исковых требований
Сурковой Светланы Александровны к
Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области
(межрайонное)о признании решения от 21.01.2020 № 27 незаконным и включении периодов работы в специальный стаж
отменить.
Принять
в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сурковой Светланы Александровны о признании решения
Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации
в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 21.01.2020 № 27 в
части не включения в специальный стаж периодов с 11.10.2005 по 18.12.2006, с
15.01.2007 по 15.04.2009, с 01.07.2011 по 03.06.2012 в ***» и 16.04.2009 по
31.03.2011 в ***», - незаконным, обязании
Государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской
Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное)
включить в специальный стаж периоды
работы: 11.10.2005 по 18.12.2006, с 15.01.2007 по 15.04.2009, с 01.07.2011 по 03.06.2012 - в ***» в
качестве медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения; с
16.04.2009 по 31.03.2011- в *** в качестве медицинской сестры
амбулаторно-поликлинического отделения отказать.
В
остальной части решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 3
июня 2020 года, с учетом определения того же суда от 24 июля 2020 года об
исправлении описки оставить без
изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: