Судебный акт
Отказ в назначении лосрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 15.09.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90026, 2-я гражданская, о включении в специальный страховой стаж периоды работы и назначение досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                        Дело № 33-3274/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  15 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Скала П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-73/2020 по апелляционной жалобе Байкиевой Фирюзи Фатиховны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Байкиевой Фирюзи Фатиховны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонному) о возложении  обязанности включить в льготном исчислении период работы с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в качестве фельдшера С*** п*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и о назначении досрочной страховой пенсии по старости,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Байкиевой Ф.Ф. - адвоката Насырова Н.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Байкиева Ф.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее также – ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе, пенсионный орган) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях. В обоснование иска указала, что 24 января 2020 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением ответчика от 25 марта 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. В специальный стаж ей не засчитан период работы в качестве фельдшера С*** п*** с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в льготном исчислении. Согласно записям в трудовой книжке она была принята на работу 1 апреля 1987 года в С*** р*** ф*** С*** п*** на основании приказа № *** от 31 марта 1987 года; в связи с переводом в С*** в*** а*** на основании решения заседания правления колхоза «Р***» 7 августа 1992 года она уволена. Она не являлась членом колхоза «Р***». Поскольку ее работа протекала в сельской местности – с. С*** Т***, то спорный период подлежит льготному исчислению. Просила обязать ответчика включить в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период ее работы: с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в качестве фельдшера С*** п***; обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 24 января 2020 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «С*** р*** б***» и,           рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Байкиева Ф.Ф. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на Положение о медицинском профилактории, утвержденное приказом Министерства здравоохранения СССР от 1 июня 1984 года № 612. Названным Положением предусмотрено, что медицинский профилакторий подлежал организации в составе учреждений здравоохранения, которые в установленном порядке назначали на должности медицинских сестер профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование и прошедших специальную подготовку по физиотерапии. Записи в ее трудовой книжке подтверждают, что она была принята на работу именно в учреждение здравоохранения. Членом колхоза «Р***» она никогда не являлась. Ее последующая работа в качестве медсестры палатной С*** а***, засчитанная ответчиком в специальный стаж, идентична работе, которую она осуществляла, будучи фельдшером п***.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Байкиева Ф.Ф. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25 октября 1999 года.

24 января 2020 года Байкиева Ф.Ф. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с работой в учреждениях здравоохранения.

Решением пенсионного органа № *** от 25 марта 2020 года Байкиевой Ф.Ф. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого стажа работы.

Продолжительность специального стажа работы Байкиевой Ф.Ф. на дату обращения определена ответчиком 20 лет 11 месяцев.

При этом в специальный  стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не был включен период работы Байкиевой Ф.Ф. с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в должности фельдшера С*** п*** в колхозе «Р***», поскольку наименование учреждения – колхоз в Перечне от 17 декабря 1959 года № 1397 отсутствует, а также не поименовано Списком от 6 сентября 1991 года № 464, Списком от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком наименований учреждений и должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 29 октября 2002 года №781.  Кроме того, документально не подтвержден факт работы истца в учреждении здравоохранения, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в соответствующей должности в сельской местности и поселках городского типа.

Полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж периода работы фельдшером в С*** п***, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Байкиева Ф.Ф. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам,  осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к названному Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Согласно пп. «н» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Как следует из записи № *** в трудовой книжке, Байкиева Ф.Ф. была принята на работу 1 апреля 1987 года в С*** р*** фельдшером С*** п*** на основании приказа № *** от 31 марта 1987 года.

Согласно записи № ***, заверенной печатью колхоза «***», в связи с переводом в С*** в*** а*** на основании решения заседания правления колхоза «Р***» Байкиева Ф.Ф. 7 августа 1992 года была уволена.

Согласно приказу  № *** от 31 марта 1987 года Байкиева (Азизова) Ф.Ф. принята на работу на должность фельдшера С*** п*** на период декретного отпуска У*** Ф.И. с 1 апреля 1987 года по 1 января 1988 года.

Как правильно указал суд первой инстанции, действовавшими ранее Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, было предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, работающие в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности, и фельдшеры, работающие в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях.

Указанными выше Списком и Перечнем не предусмотрено наименование такого учреждения здравоохранения, как профилакторий колхоза.

Как следует из Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года № 715, профилактории колхозов в ней не предусмотрены.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 1 июня 1984 года № 621, на который содержится ссылка в жалобе, предусмотрено, что медицинские профилактории организуются при молочно-товарных фермах и животноводческих комплексах в составе центральных районных больниц, районных больниц, участковых больниц, амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов (пункт 2).

Однако, согласно справке ГУЗ «Старокулаткинская РБ» № *** от 20 марта 2020 года С*** п*** не являлся структурным подразделением *** «С*** ***».

Льготно-уточняющая справка ГУЗ «Старокулаткинская РБ» от 17 января 2020 года № *** не содержит сведений о периоде работы истца с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в должности фельдшера С***  п***.

Материалами дела также подтверждено, что Байкиева (Азизова) Ф.Ф. получала заработную плату за работу в С*** п*** в колхозе «Р***» с апреля  1987 года по август 1992 года.

Сведений о том, что профилакторий колхоза, в котором работала Байкиева Ф.Ф. в спорный период и где получала заработную плату, являлся лечебно-профилактическим структурным подразделением *** «С*** ***», в материалах дела не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения, поскольку не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байкиевой Фирюзи Фатиховны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи