УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Агафонов С.Н. Дело № 33-3274/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Скала П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-73/2020
по апелляционной жалобе Байкиевой Фирюзи Фатиховны на решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 10 июня 2020 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Байкиевой Фирюзи
Фатиховны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в льготном исчислении
период работы с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в качестве фельдшера
С*** п*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и о назначении
досрочной страховой пенсии по старости,
отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
представителя Байкиевой Ф.Ф. - адвоката Насырова Н.Х., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Байкиева Ф.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском
районе Ульяновской области (межрайонному) (далее также – ГУ-УПФ РФ в
Новоспасском районе, пенсионный орган) о признании права на досрочную страховую
пенсию по старости на льготных условиях. В обоснование иска указала, что 24
января 2020 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе (межрайонное)
с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением ответчика от 25
марта 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано в связи с
отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. В специальный
стаж ей не засчитан период работы в качестве фельдшера С*** п*** с 1 апреля
1987 года по 6 августа 1992 года в льготном исчислении. Согласно записям в
трудовой книжке она была принята на работу 1 апреля 1987 года в С*** р*** ф***
С*** п*** на основании приказа № *** от 31 марта 1987 года; в связи с переводом
в С*** в*** а*** на основании решения заседания правления колхоза «Р***» 7
августа 1992 года она уволена. Она не являлась членом колхоза «Р***». Поскольку
ее работа протекала в сельской местности – с. С*** Т***, то спорный период
подлежит льготному исчислению. Просила обязать ответчика включить в льготном
исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период ее работы: с 1
апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в качестве фельдшера С*** п***; обязать
ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 24 января 2020
года.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное
учреждение здравоохранения «С*** р*** б***» и, рассмотрев исковые требования по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Байкиева Ф.Ф. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на Положение о
медицинском профилактории, утвержденное приказом Министерства здравоохранения
СССР от 1 июня 1984 года № 612. Названным Положением предусмотрено, что
медицинский профилакторий подлежал организации в составе учреждений
здравоохранения, которые в установленном порядке назначали на должности медицинских
сестер профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование и прошедших
специальную подготовку по физиотерапии. Записи в ее трудовой книжке
подтверждают, что она была принята на работу именно в учреждение
здравоохранения. Членом колхоза «Р***» она никогда не являлась. Ее последующая
работа в качестве медсестры палатной С*** а***, засчитанная ответчиком в
специальный стаж, идентична работе, которую она осуществляла, будучи фельдшером
п***.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в
Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Байкиева
Ф.Ф. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25
октября 1999 года.
24 января 2020 года Байкиева Ф.Ф. обратилась в ГУ-УПФ РФ в
Новоспасском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по
старости на основании п. 20 ч. 1 ст.
30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с работой в учреждениях
здравоохранения.
Решением пенсионного органа № *** от 25 марта 2020 года
Байкиевой Ф.Ф. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за
отсутствия необходимого стажа работы.
Продолжительность специального стажа работы Байкиевой Ф.Ф.
на дату обращения определена ответчиком 20 лет 11 месяцев.
При этом в специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
ответчиком не был включен период работы Байкиевой Ф.Ф. с 1 апреля 1987 года по
6 августа 1992 года в должности фельдшера С*** п*** в колхозе «Р***», поскольку
наименование учреждения – колхоз в Перечне от 17 декабря 1959 года № 1397
отсутствует, а также не поименовано Списком от 6 сентября 1991 года № 464,
Списком от 22 сентября 1999 года № 1066 и Списком
наименований учреждений и должностей, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002
года №781. Кроме того, документально не
подтвержден факт работы истца в учреждении здравоохранения, дающей право на
льготное пенсионное обеспечение в соответствующей должности в сельской
местности и поселках городского типа.
Полагая
незаконным отказ в зачете в специальный стаж периода работы фельдшером в С*** п***,
а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Байкиева Ф.Ф.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об отказе в удовлетворении иска.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Пунктом
20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30, лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением
положений части 1.1
данной статьи.
В
соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по
старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в
соответствии с пунктами 19
- 21 части 1
данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7
к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам,
имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в
соответствии с пунктом 21
части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста,
указанного в приложении 6
к названному Федеральному закону.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного
Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии
признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим
в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное
назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного
Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления,
предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период
выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Согласно
пп. «н» п. 1
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О
списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по
старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на
досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001
года включительно;
- список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев
четвертого и пятого пункта
2 указанного постановления, - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999
года включительно;
- перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей
деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как
следует из записи № *** в трудовой книжке, Байкиева Ф.Ф. была принята на работу
1 апреля 1987 года в С*** р*** фельдшером С*** п*** на основании приказа № ***
от 31 марта 1987 года.
Согласно
записи № ***, заверенной печатью колхоза «***», в связи с переводом в С*** в***
а*** на основании решения заседания правления колхоза «Р***» Байкиева Ф.Ф. 7
августа 1992 года была уволена.
Согласно приказу
№ *** от 31 марта 1987 года Байкиева (Азизова) Ф.Ф. принята на работу на
должность фельдшера С*** п*** на период декретного отпуска У*** Ф.И. с 1 апреля
1987 года по 1 января 1988 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, действовавшими
ранее Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, и Перечнем
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года №1397, было предусмотрено, что право на досрочное пенсионное
обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования
должности, работающие в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждениях всех форм собственности, и фельдшеры, работающие в
лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства,
санитарно-профилактических учреждениях.
Указанными выше Списком и Перечнем не предусмотрено
наименование такого учреждения здравоохранения, как профилакторий колхоза.
Как
следует из Номенклатуры
учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения
СССР от 22 июля 1982 года № 715, профилактории колхозов в ней не предусмотрены.
Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 1 июня 1984 года № 621, на который
содержится ссылка в жалобе, предусмотрено, что медицинские профилактории
организуются при молочно-товарных фермах и животноводческих комплексах в
составе центральных районных больниц, районных больниц, участковых больниц,
амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов (пункт 2).
Однако, согласно справке
ГУЗ «Старокулаткинская РБ» № *** от 20 марта 2020 года С*** п*** не являлся
структурным подразделением *** «С*** ***».
Льготно-уточняющая
справка ГУЗ «Старокулаткинская РБ» от 17 января 2020 года № *** не содержит
сведений о периоде работы истца с 1 апреля 1987 года по 6 августа 1992 года в
должности фельдшера С*** п***.
Материалами дела также
подтверждено, что Байкиева (Азизова) Ф.Ф. получала заработную плату за работу в
С*** п*** в колхозе «Р***» с апреля 1987
года по август 1992 года.
Сведений о том, что профилакторий колхоза, в котором
работала Байкиева Ф.Ф. в спорный период и где получала заработную плату,
являлся лечебно-профилактическим структурным подразделением *** «С*** ***», в
материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во
внимание и служить поводом для отмены судебного решения, поскольку не основаны
на нормах закона и противоречат материалам дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2020 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Байкиевой Фирюзи Фатиховны – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи