Судебный акт
Право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью
Документ от 26.06.2007, опубликован на сайте 15.08.2007 под номером 8955, 2-я гражданская, о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Дело-33-***-2007 г.                         Судья Макушина М.Б.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 июня 2007 г.                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области на решение Сурского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Т*** удовлетворить.

Признав за Т*** право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 24 июня 2005 года, с включением периода ее работы с 1 ноября 1999 года по 23 июня 2005 года (включительно) медицинской сестрой (по документам – медицинской сестрой по детству) в Сурской центральной районной больнице Сурского района Ульяновской области, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области перевести Т*** с 1 июля 2005 года с пенсии по инвалидности на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Сурском районе Ульяновской области в пользу Т*** в возмещение судебных расходов 100 рублей.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Т*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своих требований указала, что с 24.09.1982 по сегодняшний день она осуществляет лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

26.06.2005 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано со ссылкой на то, что ее работа в должности медицинской сестры по детству в Сурской ЦРБ с 01.11.1999 по 30.06.2005 не может быть включена в специальный стаж, так как не предусмотрена соответствующими списками. Однако запись в ее трудовой книжке от 22.06.1995 о переводе ее медицинской сестрой по детству сделана неверно, на основании приказа, которого не существует. В указанный период она работала фельдшером по детству, а поскольку не имела фельдшерского образования, ее по аналогии записали медсестрой по детству.

Приказом Минздрава СССР от 10.02.1988 № 90 «О расширении прав руководителей учреждения здравоохранения» руководителям предоставлялось право исходя из производственной необходимости вводить должности, не предусмотренные действующими табельными нормами, за счет должностей других структурных подразделений. За весь период ее работы в детской консультации в Сурской ЦРБ медсестрой и сестрой по детству ее должностные обязанности не изменялись. Просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить ей эту пенсию со дня обращения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области просит решение суда отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права и в удовлетворении иска отказать. При этом указывает, что занимаемая истицей должность не входит в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999, а также в Список от 29.10.2002, которые конкретно указывают должности среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготную пенсию. Фактически решение суда о признании права на досрочную пенсию вынесено только на основании свидетельских показаний работников ЦРБ. Приказ о переводе Т*** медицинской сестрой по детству отсутствует в книге приказов, имеется приказ о назначении ее фельдшером по детству (на должность, которая также не предусмотрена списками). Несмотря на различное наименование должности истицы в первичных документах, суд сделал вывод, что она выполняла работу медсестры, т.е. в нарушение установленного действующим пенсионным законодательством порядка установил тождество профессий.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

До принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Названными списками предусмотрены должности фельдшеров и медицинских сестер, а правилами установлено, что в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списках, в больницах всех наименований.

Как видно из материалов дела, Т*** 24.06.2005 обратилась в УПФ РФ в Сурском районе  с заявлением о переводе ее с трудовой пенсии по инвалидности на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установлено, что стаж работы Т*** в учреждениях здравоохранения составляет 19 лет 05 месяцев 14 дней. Не засчитан в стаж на соответствующих видах работ период работы с 01.11.1999 по 30.06.2005 в должности медицинской сестры по детству в Сурской ЦРБ.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что должность, занимаемая Т***, ошибочно поименована как медицинская сестра по детству, фактически она исполняет обязанности медицинской сестры, т.е. работает в должности и в учреждении, которые предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные Т*** исковые требования, обязал УПФ РФ в Сурском районе, включив период ее работы в должности медсестры по детству в Сурской ЦРБ с 01.11.1999 по 23.06.2005 в специальный стаж, перевести ее с пенсии по инвалидности на досрочную трудовую пенсию по старости с 01.07.2005.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что суд был не вправе устанавливать тождественность выполняемых истицей функций, является необоснованным.

Кроме того, приказом Минздрава РФ № 18 от 19.01.1999 введен в действие Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов. Указанным Перечнем должность медицинской сестры по детству или фельдшера по детству не предусмотрена. По специальности «Сестринское дело в педиатрии» должность специалиста среднего медперсонала должна быть поименована «старшая медицинская сестра» или «медицинская сестра».

Таким образом, руководителем Сурской ЦРБ при наименовании должности, на которую была назначена Т***, не были соблюдены требования, установленные названным выше приказом.

Однако данное обстоятельство не может умалить право истицы на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку судом установлено, что фактически она исполняла свои обязанности по должности и в учреждении, которые предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Сурского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: