Судебный акт
Оспаривание решения ИФНС
Документ от 09.06.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 88110, 2-я гражданская, о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                 Дело № 33а-1652/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                  9 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Каюмовой Джамили Равильевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 января 2020 года по делу № 2а-84/2020, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Каюмовой Джамили Равильевны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ульяновска об оспаривании решения № 18-07/012130 от 22 апреля 2019 года  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя  ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска и   УФНС России по Ульяновской  области  Воробьевой А.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным судебная коллегия,

 

установила:

Каюмова Д.Р. обратилась  в суд с  иском к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  о признании решения № 18-08/012131 от 22.04.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью недействительным, обязании  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В обоснование требований указала, что ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт выездной налоговой проверки № 18-07/13 от 28.02.2019) ей предложено уплатить недоимку в сумме 4 406 128 руб. 56 коп.,  начислены пени   за несвоевременную уплату налогов в сумме 399 055 руб. 21 коп.

Также  она привлечена к налоговой ответственности в размере 441 114 руб. По результатам налоговой проверки административным ответчиком принято решение № 18-08/012131 от 22.04.2019 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Данное  решение было ей обжаловано  в вышестоящий налоговый орган. Решением  УФНС России по Ульяновской  области от 09.09.2019 № 07-08/14607@ отменено решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в части доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и штрафов - за 2, 3, 4  квартал 2017 г., за 1 квартал 2018 г., доначисления сумм налога на доходы физических лиц в сумме 470 306 руб.  и соответствующих сумм пеней и штрафов.

Полагает, что  оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, нарушает ее права и законные интересы.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе   Каюмова Д.Р. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.  Выражает несогласие с обоснованностью  применения налоговым органом  расчетного метода, предусмотренным подп.7 п.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, в целях определения налоговых обязательств на основании анализа выписки банка по ее расчетному счету, данных, содержащихся в налоговых декларациях по НДФЛ, документов, полученных от контрагентов. Применив расчетный метод определения налогов, налоговый орган не использовал данные бухгалтерского и налогового учета иных аналогичных налогоплательщиков,  не направил запросы о предоставлении документов и информации у всех контрагентов.

УФНС России по Ульяновской области уменьшена сумма дохода, но не пересчитана база для исчисления страховых взносов.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска, УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  Каюмова  Д.Р. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося  участника процесса согласно ст. 150, ч.2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом  установлено, что Каюмова Д.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20.03.2017, снята с налогового учета как индивидуальный предприниматель 29.03.2018.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  на основании  решения от 19.09.2018  № 18  проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности  уплаты по всем налогам и страховых взносов  за период с 20.03.2017 по 29.03.2018.

По итогам выездной  налоговой проверки  ИФНС  России по Ленинскому району  составлен акт от 28.02.2019 № 18/07/1750 и вынесено решение № 18-07/012130, в соответствии с которым Каюмова Д.Р. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 и п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ, с учетом положений  ст. ст.112, 114 Кодекса в общем размере 441 114 руб. Каюмовой Д.Р.  также предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), страховым взносам в общей сумме 4 406 128 руб. 50 коп., начислены пени в сумме 399 055 руб. 21  коп.

Каюмова Д.Р. в порядке, установленном ст. 139.1  Налогового кодекса РФ, обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговой орган. Решением УФНС России по Ульяновской области решение Инспекции от 22.04.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2 кв. 2017 г. в сумме 119 610 руб., за 3 квартал 2017 г. в сумме 704 592 руб., за                4 квартал 2017 г. - 464 713 руб., за 1 квартал 2018 г. в сумме 10 676 руб., привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату сумм НДС, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса  РФ за 2-4 квартал 2017 г., в виде штрафов в размере 129 958 руб. и соответствующих сумм пеней; доначисления сумм налога на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 416 131 руб., за                         1  квартал 2018 г. в размере 54 175 руб. , а также привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату сумм НДФЛ за 2017 г. и 1 квартал 2018 г., предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в соответствующей удовлетворенным требованиям сумме и соответствующих сумм пеней.

В остальной части решение ИФНС России по Ленинскому району                              г. Ульяновска от 22.04.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлено без изменения.

20.11.2019 Федеральная налоговая служба, руководствуясь ст.140 Налогового кодекса РФ  оставила  жалобу Каюмовой Д.Р. без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении   административного иска  Каюмовой Д.Р.  суд первой инстанции пришел к  выводу  о том, что  оспариваемое решение в редакции  УФНС России по Ульяновской области принято в соответствии с нормами действующего налогового законодательства, в связи с чем  оснований  для его отмены  не имеется.

Судебная коллегия  соглашается с данными  выводами суда.

Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В соответствии с под.8 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ  налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктом 5 ст.23 Налогового кодекса РФ установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп.1 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов.

В соответствии с п.12 ст.89 Налогового кодекса РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.93 Кодекса.

Согласно п.1 ст.93 Налогового кодекса  РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются налогоплательщиком в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (пункт 3 статьи 93 Кодекса).

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п.1 ст. 93 Кодекса срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Подп.7 п.1 ст.31 Налогового кодекса  РФ установлено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Допустимость применения расчетного метода исчисления налогов обуславливается действиями (бездействием) налогоплательщика, в связи с чем расчетный метод исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщика.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в рамках выездной налоговой проверки в порядке ст. 93 Налогового кодекса РФ в адрес                              ИП Каюмовой Д.Р. направлено требование от 02.10.2018 № 7866 о представлении документов (информации).

Письмом от 25.10.2018 Каюмова Д.Р. уведомила ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска о невозможности предоставления документов в связи с хищением. В этой связи, Инспекцией в адрес Каюмовой Д.Р. направлено уведомление от 29.10.2018 № 18-16/032679 о необходимости в течение двух месяцев восстановить первичные документы, служащие основанием для исчисления налогов, налоговый учет за проверяемый период и представить в налоговый орган для проведения выездной налоговой проверки; в случае непредставления в течение более двух месяцев со дня, следующего за днем получения уведомления о необходимости восстановления документов, необходимых для расчета налогов, налоговый орган вправе в соответствии с              подп. 7 п.1 ст.31 Кодекса определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем, на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщика, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, Каюмовой Д.Р. ни в установленный ст.93 Кодекса десятидневный срок, ни в течение более двух месяцев со дня вручения требования документы не представлены; о невозможности представить истребованные документы в установленный в требованиях срок не заявлялось.

В этой связи, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  в адрес Каюмовой Д.Р. повторно направлено уведомление от 09.01.2019 № 18-16/000025 о применении расчетного метода, в котором Инспекцией, в том числе предложено представить налоговому органу сведения об аналогичных налогоплательщиках.

Каюмовой Д.Р. документы, а также сведения об аналогичных налогоплательщика не представлены.

Поскольку в рамках выездной налоговой проверки, проведенной ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Каюмовой Д.Р. не были представлены первичные и иные документы, позволяющие налоговому органу произвести соответствующие действия по осуществлению мероприятий налогового контроля и определению фактического размере полученного ИП Каюмовой Д.Р. дохода, налоговым органом обоснованно применены положения подп.7 п.1 ст.31 Кодекса для определения реального размера налоговых обязательств налогоплательщика исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений, полученных как из документов, находящихся в распоряжении налогового органа, так и путем сопоставления таких сведений с информацией о деятельности аналогичных налогоплательщиков.

Согласно Решению в редакции решения Управления, налоговым органом не установлены аналогичные налогоплательщики, соответствующие критериям деятельности ИП Каюмовой Д.Р.

При этом довод апелляционной жалобы  о  том, что информация о налогоплательщиках с аналогичным видом деятельности (ИП *** и  ИП ***), содержащаяся в решении Управления, могла быть использована Управлением для определения реальных налоговых обязательств   ИП Каюмовой Д.Р., является несостоятельным, поскольку как следует из указанного решения ИП *** и ИП *** имеют значительные отличия с ИП Каюмовой Д.Р. по критериям, влияющим на определение объема налогооблагаемого дохода - размер полученной выручки и расходы.

Вопреки доводам  апелляционной жалобы налоговые обязательства                     ИП Каюмовой Д.Р. по НДФЛ, НДС и страховым взносам за 2017 год и 1 квартал 2018 года определены на основании данных, полученных в ходе выездной налоговой проверки: первичных документов, представленных ее контрагентами в рамках истребования в порядке статьей 93.1 Кодекса (при этом Инспекцией направлены поручения об истребовании документов у всех контрагентов ИП Каюмовой Д.Р., с которыми производились расчеты в безналичной форме); данных о движении денежных средств в банках, налоговых декларациях.

При этом сумма доначисленного НДС рассчитана с учетом применения налоговых вычетов, подтвержденных контрагентами ИП Каюмовой Д.Р.; налоговая база по НДФЛ определена на основании не только установленных доходов налогоплательщика, но и его расходов; доход для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определен с учетом профессионального налогового вычета.

Согласно оспариваемому решению в редакции решения УФНС России по Ульяновской области Каюмова Д.Р. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса  РФ.

Инспекцией при вынесении оспариваемого решения установлено обстоятельство, смягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения, а именно: тяжелое материальное положение - Каюмова Д.Р. является пенсионером, и размер штрафа снижен в 2 раза.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 января               2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каюмовой Джамили Равильевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи