УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Давыдова Т.Н.
Дело № 33а-1652/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
9 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Е.В.,
при секретаре Голышевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Каюмовой Джамили Равильевны на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 15 января 2020 года по делу № 2а-84/2020,
по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Каюмовой Джамили
Равильевны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району
города Ульяновска об оспаривании решения № 18-07/012130 от 22 апреля 2019
года о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения - отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска
и УФНС России по Ульяновской области
Воробьевой А.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным
судебная коллегия,
установила:
Каюмова Д.Р. обратилась
в суд с иском к ИФНС России по
Ленинскому району г. Ульяновска о
признании решения № 18-08/012131 от 22.04.2019 о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения полностью недействительным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных
интересов заявителя.
В обоснование требований указала, что ИФНС России по
Ленинскому району г. Ульяновска по результатам рассмотрения материалов выездной
налоговой проверки (акт выездной налоговой проверки № 18-07/13 от 28.02.2019)
ей предложено уплатить недоимку в сумме 4 406 128 руб. 56 коп., начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме
399 055 руб. 21 коп.
Также она привлечена
к налоговой ответственности в размере 441 114 руб. По результатам налоговой
проверки административным ответчиком принято решение № 18-08/012131 от
22.04.2019 «О привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения».
Данное решение было
ей обжаловано в вышестоящий налоговый
орган. Решением УФНС России по
Ульяновской области от 09.09.2019 № 07-08/14607@
отменено решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в части
доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и
штрафов - за 2, 3, 4 квартал 2017 г., за
1 квартал 2018 г., доначисления сумм налога на доходы физических лиц в сумме
470 306 руб. и соответствующих сумм
пеней и штрафов.
Полагает, что
оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и иным
нормативным правовым актам, нарушает ее права и законные интересы.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Каюмова Д.Р. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и
необоснованным. Выражает несогласие с
обоснованностью применения налоговым
органом расчетного метода, предусмотренным
подп.7 п.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, в целях определения налоговых
обязательств на основании анализа выписки банка по ее расчетному счету, данных,
содержащихся в налоговых декларациях по НДФЛ, документов, полученных от
контрагентов. Применив расчетный метод определения налогов, налоговый орган не
использовал данные бухгалтерского и налогового учета иных аналогичных
налогоплательщиков, не направил запросы
о предоставлении документов и информации у всех контрагентов.
УФНС России по Ульяновской области уменьшена сумма дохода,
но не пересчитана база для исчисления страховых взносов.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по
Ленинскому району г.Ульяновска, УФНС России по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции Каюмова
Д.Р. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившегося участника процесса согласно
ст. 150, ч.2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что
Каюмова Д.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя
20.03.2017, снята с налогового учета как индивидуальный предприниматель
29.03.2018.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска на основании
решения от 19.09.2018 № 18 проведена выездная налоговая проверка по
вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и страховых
взносов за период с 20.03.2017 по
29.03.2018.
По итогам выездной
налоговой проверки ИФНС России по Ленинскому району составлен акт от 28.02.2019 № 18/07/1750 и
вынесено решение № 18-07/012130, в соответствии с которым Каюмова Д.Р.
привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 и п.1 ст. 122
Налогового Кодекса РФ, с учетом положений
ст. ст.112, 114 Кодекса в общем размере 441 114 руб. Каюмовой Д.Р. также предложено уплатить недоимку по налогу
на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на доходы физических лиц (далее
- НДФЛ), страховым взносам в общей сумме 4 406 128 руб. 50 коп., начислены
пени в сумме 399 055 руб. 21 коп.
Каюмова Д.Р. в порядке, установленном ст. 139.1 Налогового кодекса РФ, обратилась с
апелляционной жалобой в вышестоящий налоговой орган. Решением УФНС России по
Ульяновской области решение Инспекции от 22.04.2019 о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения отменено в части доначисления налога на
добавленную стоимость за 2 кв. 2017 г. в сумме 119 610 руб., за 3 квартал 2017
г. в сумме 704 592 руб., за
4 квартал 2017 г. - 464 713 руб., за 1 квартал 2018 г. в сумме 10 676
руб., привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату сумм НДС,
предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса
РФ за 2-4 квартал 2017 г., в виде штрафов в размере 129 958 руб. и соответствующих
сумм пеней; доначисления сумм налога на доходы физических лиц за 2017 г. в
размере 416 131 руб., за
1 квартал 2018 г. в размере 54
175 руб. , а также привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату
сумм НДФЛ за 2017 г. и 1 квартал 2018 г., предусмотренной п.1 ст.122 Налогового
кодекса РФ в соответствующей удовлетворенным требованиям сумме и
соответствующих сумм пеней.
В остальной части решение ИФНС России по Ленинскому
району г.
Ульяновска от 22.04.2019 о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения, оставлено без изменения.
20.11.2019 Федеральная налоговая служба, руководствуясь
ст.140 Налогового кодекса РФ
оставила жалобу Каюмовой Д.Р. без
удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении
административного иска Каюмовой
Д.Р. суд первой инстанции пришел к выводу
о том, что оспариваемое решение в
редакции УФНС России по Ульяновской
области принято в соответствии с нормами действующего налогового
законодательства, в связи с чем
оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия
соглашается с данными выводами
суда.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ определено, что
налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные
налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в
случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об
устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не
препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей.
В соответствии с под.8 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех
лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других
документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе
документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для
организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание)
налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 5 ст.23 Налогового кодекса РФ установлено, что за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей
налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп.1 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые
органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах
от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронном виде,
установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также
документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
налогов, сборов.
В соответствии с п.12 ст.89 Налогового кодекса РФ при
проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть
истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.93
Кодекса.
Согласно п.1 ст.93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица
необходимые для проверки документы.
Документы, истребованные в ходе налоговой проверки,
представляются налогоплательщиком в течение 10 дней со дня получения
соответствующего требования (пункт 3 статьи 93 Кодекса).
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности
представить истребуемые документы в течение установленного п.1 ст. 93 Кодекса
срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о
представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц
налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с
указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в
установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить
истребуемые документы.
Подп.7 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы вправе
определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную
систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них
информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц
налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных
помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в
течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов
налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего
к невозможности исчислить налоги.
Допустимость применения расчетного метода исчисления налогов
обуславливается действиями (бездействием) налогоплательщика, в связи с чем расчетный
метод исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может
рассматриваться как ущемление прав налогоплательщика.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в рамках
выездной налоговой проверки в порядке ст. 93 Налогового кодекса РФ в адрес ИП Каюмовой Д.Р.
направлено требование от 02.10.2018 № 7866 о представлении документов
(информации).
Письмом от 25.10.2018 Каюмова Д.Р. уведомила ИФНС России по
Ленинскому району г. Ульяновска о невозможности предоставления документов в
связи с хищением. В этой связи, Инспекцией в адрес Каюмовой Д.Р. направлено
уведомление от 29.10.2018 № 18-16/032679 о необходимости в течение двух месяцев
восстановить первичные документы, служащие основанием для исчисления налогов,
налоговый учет за проверяемый период и представить в налоговый орган для
проведения выездной налоговой проверки; в случае непредставления в течение
более двух месяцев со дня, следующего за днем получения уведомления о
необходимости восстановления документов, необходимых для расчета налогов,
налоговый орган вправе в соответствии с подп. 7 п.1 ст.31 Кодекса
определить суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской
Федерации, расчетным путем, на основании имеющейся у налогового органа информации
о налогоплательщика, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Как следует из материалов выездной налоговой проверки,
Каюмовой Д.Р. ни в установленный ст.93 Кодекса десятидневный срок, ни в течение
более двух месяцев со дня вручения требования документы не представлены; о
невозможности представить истребованные документы в установленный в требованиях
срок не заявлялось.
В этой связи, ИФНС России по Ленинскому району г.
Ульяновска в адрес Каюмовой Д.Р.
повторно направлено уведомление от 09.01.2019 № 18-16/000025 о применении
расчетного метода, в котором Инспекцией, в том числе предложено представить
налоговому органу сведения об аналогичных налогоплательщиках.
Каюмовой Д.Р. документы, а также сведения об аналогичных
налогоплательщика не представлены.
Поскольку в рамках выездной налоговой проверки, проведенной
ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Каюмовой Д.Р. не были
представлены первичные и иные документы, позволяющие налоговому органу
произвести соответствующие действия по осуществлению мероприятий налогового
контроля и определению фактического размере полученного ИП Каюмовой Д.Р.
дохода, налоговым органом обоснованно применены положения подп.7 п.1 ст.31
Кодекса для определения реального размера налоговых обязательств налогоплательщика
исходя из особенностей деятельности проверяемого налогоплательщика и сведений,
полученных как из документов, находящихся в распоряжении налогового органа, так
и путем сопоставления таких сведений с информацией о деятельности аналогичных
налогоплательщиков.
Согласно Решению в редакции решения Управления, налоговым
органом не установлены аналогичные налогоплательщики, соответствующие критериям
деятельности ИП Каюмовой Д.Р.
При этом довод апелляционной жалобы о том,
что информация о налогоплательщиках с аналогичным видом деятельности (ИП ***
и ИП ***), содержащаяся в решении
Управления, могла быть использована Управлением для определения реальных
налоговых обязательств ИП Каюмовой
Д.Р., является несостоятельным, поскольку как следует из указанного решения ИП ***
и ИП *** имеют значительные отличия с ИП Каюмовой Д.Р. по критериям, влияющим
на определение объема налогооблагаемого дохода - размер полученной выручки и
расходы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы налоговые
обязательства ИП
Каюмовой Д.Р. по НДФЛ, НДС и страховым взносам за 2017 год и 1 квартал 2018
года определены на основании данных, полученных в ходе выездной налоговой
проверки: первичных документов, представленных ее контрагентами в рамках
истребования в порядке статьей 93.1 Кодекса (при этом Инспекцией направлены
поручения об истребовании документов у всех контрагентов ИП Каюмовой Д.Р., с
которыми производились расчеты в безналичной форме); данных о движении денежных
средств в банках, налоговых декларациях.
При этом сумма доначисленного НДС рассчитана с учетом
применения налоговых вычетов, подтвержденных контрагентами ИП Каюмовой Д.Р.;
налоговая база по НДФЛ определена на основании не только установленных доходов
налогоплательщика, но и его расходов; доход для исчисления страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование определен с учетом профессионального
налогового вычета.
Согласно оспариваемому решению в редакции решения УФНС
России по Ульяновской области Каюмова Д.Р. привлечена к налоговой
ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.
Инспекцией при вынесении оспариваемого решения установлено
обстоятельство, смягчающее ответственность за совершение налогового
правонарушения, а именно: тяжелое материальное положение - Каюмова Д.Р.
является пенсионером, и размер штрафа снижен в 2 раза.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства,
которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы
жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с
чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.
Принятое по делу решение является правильным. Оснований,
влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15
января 2020 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Каюмовой Джамили Равильевны - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи