Судебный акт
Отказ в назначении страховой пенсии за длительный стаж работы
Документ от 02.06.2020, опубликован на сайте 15.06.2020 под номером 88078, 2-я гражданская, об обязании включить в стаж периоды работы, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычева О.А.                                                           Дело № 33-2065/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          2 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2216/2019 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Еникеева Фанзеля Фанильевича удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Государственное учреждение  -  Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)  включить Еникееву Фанзелю Фанильевичу в страховой стаж периоды:

с 1 сентября 1975 года по 12 января 1976 года – п*** о*** в п***-т*** у*** № *** г. У***,

с  26 октября 1978 года по 11 ноября 1980 года – период прохождения службы по призыву.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения  -  Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Еникеева Ф.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Еникеев Ф.Ф. обратился в суд  с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости досрочно. В обоснование иска указал, что 26 июля 2019 года он обратился в ГУ-УПФ РФ  в Железнодорожном районе г.Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением ответчика от 8 августа 2019 года в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. При этом в страховой  стаж в целях определения права на досрочную страховую пенсию ему не были засчитаны, в том числе,  следующие периоды: с 1 сентября 1975 года по 12 июля 1977 года - обучения в профессионально-техническом училище № 5 г. Ульяновска; с  26 октября 1978 года по 11 ноября 1980 года – период прохождения службы по призыву. С таким решением ответчика он не согласен, так как в период его обучения и службы в армии действовало утвержденное Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года  №590 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, которым предусмотрено включение в общий стаж работы периодов обучения в профессионально-технических училищах и службы в составе Вооруженных Сил СССР. Ссылаясь на указанное Положение, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, считал, что имеет право на включение периода его военной службы и учебы в училище в календарном порядке в общий стаж работы. Полагал, что на день обращения в пенсионный орган у него возникло право на назначение досрочной пенсии по старости. Просил суд признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 8 августа 2019 года в части отказа  во включении  в страховой стаж периодов обучения и службы по призыву; включить указанные периоды в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и назначить ему  досрочную пенсию по старости.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Министерство образования и науки Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», указывает, что при исчислении страхового стажа лиц, которые имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста в силу ч. 1.2 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, учитываются только периоды работы или иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы. Включение иных периодов, в том числе прохождения военной службы и учебы, в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, в целях определения их права на досрочную страховую пенсию по старости, не предусмотрено. Просит учесть, что пенсионным органом рассматривалось только заявление истца о назначении ему страховой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста для мужчин, рожденных в 1959 году, при наличии страхового стажа не менее 42 лет. Право истца на пенсию по достижении возраста 60 лет и 6 месяцев Управлением не оценивалось. Еникееву Ф.Ф. не было отказано во включении спорных периодов в страховой стаж  при расчете размера страховой пенсии по старости по состоянию на 17 февраля 2020 года. Полагает, что суд вышел за пределы исковых требований, и при отсутствии спора о праве истца на пенсию по достижении общеустановленного возраста, дал оценку событиям на будущее время.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 и п. 3 постановления от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч.3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Решение суда первой инстанции указанным требованиям процессуального закона не отвечает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 июля 2019 года Еникеев Ф.Ф., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 8 августа 2019 года Еникееву Ф.Ф. было отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как на дату достижения возраста 60 лет (*** года) у истца отсутствует продолжительность требуемого страхового стажа 42 года.

Этим же решением пенсионного органа Еникееву Ф.Ф. рекомендовано обратиться за назначением пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 60 лет 6 месяцев (17 февраля 2020 года).

Продолжительность страхового стажа Еникеева Ф.Ф. на дату обращения в пенсионный орган определена последним 41 год 15 дней.

При этом в страховой стаж Еникеева Ф.Ф. для определения его права на пенсию по достижении возраста 60 лет ответчиком не засчитаны периоды: с 1 сентября 1975 года по 12 июля 1977 года – обучения истца в п***-т*** у*** № *** г. У***; с  26 октября 1978 года по 11 ноября 1980 года – прохождения военной службы по призыву.

Еникеев Ф.Ф., полагая, что при определении права на досрочную страховую пенсию (то есть в 2019 году по достижении возраста 60 лет), ответчик неверно произвел подсчет страхового стажа и не включил в него периоды учебы и службы по призыву, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные Еникеевым Ф.Ф. исковые требования о назначении  досрочной страховой пенсии и, проверяя доводы ответчика об отсутствии у истца такого права в 2019 году, суд первой инстанции возложил на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж Еникеева Ф.Ф. периоды его учебы и военной службы по призыву.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных Еникеевым Ф.Ф. исковых требований, мотивы, в силу которых суд посчитал необходимым выйти за пределы исковых требований, в судебном решении не приведены, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Согласно Приложению № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ у мужчин, достигших 60 лет в 2019 году,  возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, рассчитывается по формуле: V + 12 месяцев, где V - возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года.

В силу ч.3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»  гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом приведенных переходных положений закона мужчины, рожденные в *** году, достигнут пенсионного возраста, дающего право на пенсионное обеспечение в 2019 году, в 60 лет 6 месяцев.

В силу п. 1.2  ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 названного Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (п.8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ).

При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 данного Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 (п.9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ).

Таким образом, по смыслу указанного положения, в страховой стаж в целях определения права лиц на страховую пенсию по старости на основании ч.1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ), а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Заявленные истцом периоды учебы и службы по призыву в силу приведенных выше положений Федерального закона не подлежат зачету в страховой стаж при определении права лица на страховую пенсию на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть ранее общеустановленного возраста (с 60 лет в 2019 году).

Оспариваемым истцом решением пенсионного органа от 8 августа 2019 года, как следует из его содержания, было отказано в зачете в страховой стаж периодов учебы и службы истца исключительно в рамках рассмотрения заявления Еникеева Ф.Ф. о назначении досрочной страховой пенсии на основании ч.1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть по достижении возраста 60 лет в 2019 году.

Выводов относительно того, что данные периоды учебы и службы по призыву не подлежат зачету в страховой стаж при определении права истца на назначение пенсии по достижении общеустановленного возраста (60 лет 6 месяцев) решение пенсионного органа не содержат.

Сведениями, представленными в суд апелляционной инстанции, которые не оспаривал Еникеев Ф.Ф., подтверждено, что страховая пенсия по старости назначена истцу 17 февраля 2020 года, то есть по достижении возраста 60 лет 6 месяцев, с учетом продолжительности страхового стажа, в который ответчиком добровольно засчитан период военной службы истца по призыву. Оценка пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть без учета периода учебы истца.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у сторон спора о включении в страховой стаж периодов учебы и службы по призыву при оценке пенсионных прав для назначения страховой пенсии не досрочно, а по достижении общеустановленного возраста.

С учетом изложенного выше решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Еникеева Ф.Ф. к ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 30 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Еникеева Фанзеля Фанильевича к Государственному учреждению  -  Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонному)  о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости досрочно отказать в полном объеме.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска..

 

Председательствующий

 

Судьи