Судебный акт
Оспаривание отказа в назначении пенсий
Документ от 26.05.2020, опубликован на сайте 09.06.2020 под номером 87946, 2-я гражданская, о признании права на получение пенсионного обеспечения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                               Дело № 33-1820/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           26 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело  № 2-89/2020 по апелляционной жалобе Романова Александра Ильича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2020 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2020 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Романова Александра Ильича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонному) о признании права на получение пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Романова А.И., его представителя – адвоката Котельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Романов А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска) о признании права на одновременное получение пенсии по и*** и трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в феврале 1987 года по указанию Министерства электротехнической промышленности СССР он, работая на заводе «Контактор», был командирован для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имел допуск по форме № ***, работал в закрытой зоне с ограниченным допуском, участвовал в работах по вводу в эксплуатацию третьего энергоблока в условиях повышенного радиационного излучения. С 1991 года он является получателем трудовой пенсии по старости, которая была ему назначена по достижении возраста 50 лет в связи с его участием в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. С 1999 года он является и*** *** г*** по общему заболеванию. В 2003 году ему установлена бессрочно *** г*** и*** с причиной – увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС. В назначении пенсии по инвалидности ему отказано, тогда как в силу действующего законодательства он имеет право одновременно на получение двух пенсий. Просил суд признать за ним как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС право на одновременное получение двух пенсий – по и*** и трудовой пенсии по старости.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Контактор» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Романов А.И. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. Настаивает на том, что в силу норм действующего законодательства, постановления Совета Министров СССР от 22 мая 1986 года № 583, постановления от 7 мая 1986 года № 524-156 он имеет право на одновременное получение двух пенсий. Положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии по инвалидности. Разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, положениями п. 2 ст. 29 базового Закона инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. До 1 января 2002 года указанные лица имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, а после этой даты – на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 15 данного Федерального закона) и трудовой пенсии по старости. Частью 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 закреплены условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая право на одновременное получение двух пенсий. Не соглашаясь с выводами суда, указывает, что он не был призван военкоматом для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Назначение двух пенсий: по и*** и трудовой пенсии по старости предусмотрено ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1. Однако в нарушение приведенных положений закона в назначении двух пенсий ответчиком ему незаконно отказано.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов А.И., *** года рождения, по указанию Минэлектротехприбора в феврале 1987 года в числе работников завода «Контактор» был командирован для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Романов А.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

2 июля 1999 года Романову А.И. впервые была установлена в*** г*** и*** по *** на срок до 1 сентября 2000 года.

12 мая 2003 года Романову А.И. при повторном освидетельствовании установлена в*** г*** и*** с причиной ***

В 1991 году по достижении Романовым А.И. возраста 50 лет ему была назначена пенсия по старости по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

С 1 февраля 1998 года размер пенсии истца был исчислен по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления  и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

С 1 января 2002 года размер трудовой пенсии по старости Романова А.И. был пересчитан по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 года назначенная истцу трудовая пенсия по старости преобразована в страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В июне 2019 года Романов А.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии по старости и назначении пенсии по и*** как и*** в*** г*** в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС».

В ответ на обращение Романова А.И. последнему ответчиком было разъяснено, что пенсия истцу установлена по наиболее выгодному для него варианту, а право на одновременное получение двух пенсий в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставлено гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. В связи с тем, что истец является инвалидом вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, оснований для назначения ему второй пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, не имеется.

Полагая, что имеет право на одновременное назначение двух пенсий, Романов А.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статья 39).

Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статьей 27 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 года, предусматривалось, что пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (статья 41 Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 42 Закона).

В пункте 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Данная редакция пункта 1 статьи 29 базового закона утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года № 112-ФЗ, которым пункт 1 статьи 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 указано, что пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и страховая (трудовая) пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона №166 –ФЗ инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

При этом согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона № 166-ФЗ военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, пенсии по инвалидности устанавливаются Федеральным законом № 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются - в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 166-ФЗ).

Установив, что Романов А.И. не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с положениями Федерального закона № 166-ФЗ у истца отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены состоявшегося решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2020 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романова Александра Ильича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи