УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Фролов В.В.
Дело № 33-1820/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26
мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-89/2020 по апелляционной жалобе
Романова Александра Ильича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 21 января 2020 года с учётом определения того же суда об исправлении описки от
27 февраля 2020 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Романова Александра
Ильича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонному) о признании права на
получение пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Романова
А.И., его представителя – адвоката Котельникова В.А., поддержавших доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Романов А.И. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском
районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в
Ленинском районе г. Ульяновска) о признании права на одновременное получение
пенсии по и*** и трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в
феврале 1987 года по указанию Министерства электротехнической промышленности
СССР он, работая на заводе «Контактор», был командирован для ликвидации аварии
на Чернобыльской АЭС, имел допуск по форме № ***, работал в закрытой зоне с
ограниченным допуском, участвовал в работах по вводу в эксплуатацию третьего
энергоблока в условиях повышенного радиационного излучения. С 1991 года он
является получателем трудовой пенсии по старости, которая была ему назначена по
достижении возраста 50 лет в связи с его участием в работах по ликвидации
последствий чернобыльской катастрофы. С 1999 года он является и*** *** г*** по
общему заболеванию. В 2003 году ему установлена бессрочно *** г*** и*** с
причиной – увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС. В назначении
пенсии по инвалидности ему отказано, тогда как в силу действующего законодательства
он имеет право одновременно на получение двух пенсий. Просил суд признать за
ним как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС право
на одновременное получение двух пенсий – по и*** и трудовой пенсии по старости.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное
общество «Контактор» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Романов А.И. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы,
аналогичные доводам, изложенным в иске. Настаивает на том, что в силу норм
действующего законодательства, постановления Совета Министров СССР от 22 мая
1986 года № 583, постановления от 7 мая 1986 года № 524-156 он имеет право на
одновременное получение двух пенсий. Положениями Закона Российской Федерации от
15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам
вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии по
инвалидности. Разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, положениями п.
2 ст. 29 базового Закона инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа
военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по
пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной
травмы. До 1 января 2002 года указанные лица имели право на получение двух
пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности
вследствие чернобыльской катастрофы, а после этой даты – на основании п. 3 ст.
3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 3
ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за гражданами, ставшими
инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрено право на одновременное
получение двух пенсий: по инвалидности (на основании подпункта 1 пункта 2
статьи 15 данного Федерального закона) и трудовой пенсии по старости. Частью 2
ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 закреплены условия
пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, включая
право на одновременное получение двух пенсий. Не соглашаясь с выводами суда,
указывает, что он не был призван военкоматом для ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС. Назначение двух пенсий: по и*** и трудовой пенсии по
старости предусмотрено ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991
года № 1244-1. Однако в нарушение приведенных положений закона в назначении
двух пенсий ответчиком ему незаконно отказано.
В возражениях на апелляционную
жалобу ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска просит оставить решение суда
без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов
А.И., *** года рождения, по указанию Минэлектротехприбора в феврале 1987 года в
числе работников завода «Контактор» был командирован для ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС.
Романов А.И. является участником ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.
2 июля 1999 года Романову А.И. впервые была установлена в***
г*** и*** по *** на срок до 1 сентября 2000 года.
12 мая 2003 года Романову А.И. при повторном
освидетельствовании установлена в*** г*** и*** с причиной ***
В 1991 году по достижении Романовым А.И. возраста 50 лет ему
была назначена пенсия по старости по нормам Закона Российской Федерации от 20
ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С 1 февраля 1998 года размер пенсии истца был исчислен по
нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке
исчисления и увеличения государственных
пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
С 1 января 2002 года размер трудовой пенсии по старости
Романова А.И. был пересчитан по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001
года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 года назначенная истцу трудовая пенсия по
старости преобразована в страховую пенсию по старости в соответствии с
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В июне 2019 года Романов А.И. обратился в пенсионный орган с
заявлением о перерасчете пенсии по старости и назначении пенсии по и*** как и***
в*** г*** в связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС».
В ответ на обращение Романова А.И. последнему ответчиком
было разъяснено, что пенсия истцу установлена по наиболее выгодному для него
варианту, а право на одновременное получение двух пенсий в соответствии со ст.
3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставлено гражданам, ставшим
инвалидами вследствие военной травмы. В связи с тем, что истец является
инвалидом вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС,
оснований для назначения ему второй пенсии по инвалидности вследствие военной
травмы, не имеется.
Полагая, что имеет право на одновременное назначение двух
пенсий, Романов А.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Конституция
Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1
статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (часть 1
статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного
конституционного права к компетенции законодателя (часть 2
статья 39).
Правовое
регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан,
пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации», Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и
Федеральным законом от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей
27 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января
2002 года, предусматривалось, что пенсия на основаниях, предусмотренных для
военнослужащих (включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, а
также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении
инвалидности вследствие военной травмы (статья 41
Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 42
Закона).
В пункте 1
статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской
катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная
редакция пункта 1
статьи 29 базового закона утратила силу в связи со вступлением в
силу Федерального закона
от 18 июля 2006 года № 112-ФЗ, которым пункт 1
статьи 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции
распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Согласно
пункту 2
части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской
катастрофы гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами
вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие
военной травмы в соответствии с нормами статьи 15
Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
В пункте 15
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000
года № 35 указано, что пунктом 2
статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24
ноября 1995 года № 179-ФЗ
и от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ)
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других
лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к
гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это,
указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий -
пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие
чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены
на основании Закона
Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5
и 41),
а после этой даты - только на основании пункта 3
статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии
с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и
пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1
пункта 2 (с применением пункта 3
и пункта 5)
статьи 15 этого Закона.
В
силу подпункта 1
пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №
166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон № 166-ФЗ) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной
травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1
пункта 2 (с применением пункта 3
и пункта 5)
статьи 15 данного Федерального закона, и страховая (трудовая) пенсия по
старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15
этого же Федерального закона.
В
соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона №166 –ФЗ
инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая
вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите
Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной
службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при
исполнении иных обязанностей военной службы.
При
этом согласно пунктам 1,
2 статьи 8
Федерального закона № 166-ФЗ военнослужащим, проходившим военную службу по
призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, пенсии по
инвалидности устанавливаются Федеральным законом № 166-ФЗ, а военнослужащим,
проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин
пенсии по инвалидности назначаются - в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Таким
образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1
пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №
166-ФЗ имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной
травмы (пункт 2
статьи 8 Федерального закона № 166-ФЗ).
Установив,
что Романов А.И. не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по
пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной
травмы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право на пенсию
по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с положениями
Федерального закона № 166-ФЗ у истца отсутствует.
Доводы
апелляционной жалобы основаны на неверном применении норм материального права,
в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены
состоявшегося решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 января 2020 года с учётом
определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2020 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Романова Александра Ильича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи