Судебный акт
Осуждённому обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении
Документ от 18.05.2020, опубликован на сайте 25.05.2020 под номером 87814, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кириченко В.В.                                                                          Дело № 22-929/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                                   18 мая 2020 года

 

Ульяновский областной суд в составе председательствующего Панкрушиной Е.Г.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Шушина О.С.,

осуждённого Ткачёва А.И.,

адвоката Калашникова Д.В., представившего удостоверение №1426, выданное 6 декабря 2018 года, и ордер №94  от 14 мая 2020 года,

при секретаре судебного заседания Марковой В.В.,

 

рассмотрел в открытом  судебном заседании апелляционную жалобу осуждённого  

 

ТКАЧЁВА Анатолия Ивановича, ***

 

на постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства осуждённого Ткачёва А.И.  об условно-досрочном освобождении.

 

Доложив содержание обжалуемого судебного решения, существо апелляционной жалобы, заслушав выступления осуждённого Ткачёва А.И., адвоката Калашникова Д.В., прокурора Шушина О.С.,  суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

приговором Дубненского городского суда Московской области от 5 февраля 2014 года (с учётом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 20 мая 2014 года) Ткачёв А.И. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного  кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.  Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 5 июля 2013 года.

 

Осуждённый Ткачёв А.И. обратился в Ульяновский районный суд Ульяновской области  с ходатайством об условно-досрочном освобождении, указав, что отбыл необходимую  часть срока наказания, полностью признал вину, обязательств по возмещению вреда, причинённого преступлением, не имеет. Указывает, что в начале срока отбывания наказания допускал незначительные нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые подвергался взысканиям, однако в настоящее время все они сняты в установленном законом порядке, он многократно поощрялся администрацией исправительного учреждения, принимает участие в проводимых в исправительном учреждении мероприятиях. После освобождения обязуется проживать по месту прописки.

 

Постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2020  года в удовлетворении ходатайства осуждённого Ткачёва А.И. об условно-досрочном освобождении было отказано.

 

В апелляционной жалобе осуждённый Ткачёв А.И. выражает несогласие с постановлением суда, считая его незаконным, необоснованным и немотивированным, а выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства  в условно-досрочном освобождении, приняв во внимание мнение прокурора о его недостаточно устойчивом поведении, и проигнорировав одновременно мнение администрации исправительного учреждение, полагавшей целесообразным его условно-досрочное освобождение. Между тем, по мнению автора апелляционной жалобы, именно мнение администрации исправительного учреждения,  ежедневно осуществляющей контроль за его поведением, и в этом аспекте являющееся более объективным, должно было стать определяющим. Осуждённый Ткачёв А.И. также обращает внимание, что до осуждения он вёл исключительно законопослушный образ жизни, занимался общественно-полезным трудом, а в настоящее время активно участвует в общественной жизни колонии, работах по благоустройству территории исправительного учреждения, стремится к ресоциализации. Поскольку он является единственным представителем старшего поколения в семье, его дети и внуки нуждаются в его поддержке. Таким образом, по мнению автора апелляционной жалобы,  совокупность всех обстоятельств, свидетельствует о том, что он исправился, положительно характеризуется и не нуждается в дальнейшем отбывании назначенного судом наказания, в связи с чем присутствует  исчерпывающий перечень предусмотренных законом признаков исправления осуждённого, дававших основания для вывода о необходимости его условно-досрочного освобождения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы осуждённого Ткачёва А.И.,  выслушав мнения осуждённого Ткачёва А.И., адвоката Калашникова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить постановленное судом решение по изложенным в ней доводам,  прокурора Шушина О.С.,  полагавшего  необходимым оставить судебное решение без изменения, суд считает, что постановление суда является законным, обоснованным и мотивированным.

 

Судом установлено, что осуждённый Ткачёв А.И. действительно отбыл необходимую часть срока наказания, назначенного ему приговором суда и в соответствии с положениями статьи 79 Уголовного  кодекса Российской Федерации к нему может быть применено условно-досрочное освобождение от назначенного наказания в виде лишения свободы.

В то же время, исходя из положений частей 1, 41 статьи 79 Уголовного  кодекса Российской Федерации и статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом по смыслу закона, рассматривая такое ходатайство, суд должен учесть не только формальные основания - отбытие необходимой части срока наказания, но и поведение осужденного за весь период отбывания наказания, в том числе, имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения.

То есть, суд должен учесть все обстоятельства, указывающие на исправление осужденного, из которых можно сделать вывод о достижении целей наказания и исправлении осужденного.

 

В соответствии с частью 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под исправлением осужденного понимается формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. При этом хорошее поведение, трудоустройство и участие в воспитательных мероприятиях являются основными обязанностями осуждённого и не могут рассматриваться как однозначные и безусловные основания для условно-досрочного освобождения, а при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения, суд принимает во внимание поведение осуждённого за весь период отбывания им наказания, и один лишь факт отсутствия неснятых и непогашенных взысканий не может быть принят судом во внимание как бесспорное доказательство исправления осуждённого.

Суд надлежащим образом учёл поведение Ткачёва А.И. за весь период отбывания наказания, проанализировал данные о его личности и пришёл к обоснованному решению  об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении.

 

Выводы суда мотивированы, оснований ставить их под сомнение у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопреки доводам апелляционной жалобы, в полной мере проверил и учёл при вынесении решения данные о поведении Ткачёва А.И. за весь период отбывания наказания, в том числе, что осуждённый неоднократно поощрялся администрацией исправительного учреждения за  участие в работах по благоустройству территории исправительного учреждения, добросовестное отношение к труду и учёбе, участие в акции «Бессмертный полк» и мероприятиях в честь Дня воинской славы, что он принимает активное участие в общественной жизни отряда и колонии, проводимых воспитательных мероприятиях. Вместе с тем, согласно характеристике и справке о поощрениях и взысканиях осуждённого Ткачёв А.И., отбывая назначенное приговором суда наказание, допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, фактически демонстрируя негативное отношение к нему, за которые подвергался взысканиям в виде выговоров. При этом каких-либо мер к досрочному снятию налагавшихся взысканий в порядке применения администрацией исправительного учреждения мер поощрения, осуждённый не предпринимал, все налагавшиеся на него взыскания погашены по истечении установленного законом срока. 

Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нестабильном поведении осуждённого, являются неотъемлемой составляющей при оценке его личности с целью формулирования вывода о том, нуждается ли он для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, характеризуют Ткачёва А.И. как лицо не в полной мере и не всегда способное контролировать свое поведение и демонстрировать законопослушное поведение даже в условиях изоляции от общества и строгого контроля за ним. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что имеющая  место в  поведении Ткачёва А.И. тенденция  к положительному отношению к установленному порядку отбывания наказания крайне неустойчива.

Выводы суда об отсутствии оснований для оценки положительной  характеристики и других данных администрации учреждения о поведении Ткачёва А.И. как в достаточной мере свидетельствующих о том, что осуждённый  перестал представлять опасность для общества, имеет устойчивую тенденцию к исправлению и положительному отношению к установленному порядку отбывания наказания, как и вывод, что на данный момент осуждённый Ткачёв А.И. ещё нуждается в контроле в условиях изоляции от общества,  в связи с чем, удовлетворение его  ходатайства об условно-досрочном освобождении преждевременно, суд апелляционной инстанции находит правильным.

Соответствующий вывод об отсутствии оснований для констатации факта, что Ткачёв А.И. не нуждается в дальнейшем отбывании наказания в виде лишения свободы, должным образом мотивировании  и соответствует требованиям статьи 79 УК РФ, поскольку по смыслу закона основанием к условно-досрочному освобождению лица от отбывания наказания является не сам факт его добросовестного отношения к труду и примерного поведения в местах лишения свободы, а признание судом того обстоятельства, что для своего исправления такое лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания в виде лишения свободы.

Примерное поведение и добросовестное отношение к исполнению обязанностей могут свидетельствовать о высокой степени исправления осуждённого, если они продолжались достаточно длительное время. Анализ  же данных о поведении Ткачёва А.И. за весь период  нахождения в исправительном учреждении  в настоящее время не позволяет сделать вывод о наличии оснований для его условно-досрочного освобождения. Имеющая место в его поведении тенденция  к положительному отношению к установленному порядку отбывания наказания неустойчива, о чём свидетельствует анализ количества применённых в отношении него поощрений и взысканий, их последовательное чередование, основания применения и период времени,  в который они имели место. Учитывая изложенное, оснований считать, что исправление осуждённого Ткачёва А.И. достигнуто, суд обоснованно не нашел.

Установив вышеприведённые обстоятельства в их совокупности, всесторонне и полно оценив поведение Ткачёва А.И. за весь период отбывания наказания, суд первой инстанции не пришёл к убеждению, что в данном конкретном случае предусмотренные статьёй 43 УК РФ цели наказания достигнуты, а сам осуждённый твёрдо встал на путь исправления и не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, поэтому обоснованно отказал ему в условно-досрочном освобождении.

У суда апелляционной инстанции не возникает сомнений в правильности фактических обстоятельств, которыми руководствовался суд при принятии решения, и сформулированных на их основе выводов, которые мотивированы надлежащим образом, в связи с чем, приводимые в апелляционной жалобе доводы о несогласии с ними суд апелляционной инстанции признаёт несостоятельными.

Фактическое отбытие осуждённым определенной части срока наказания, наличие поощрений, иные положительные данные о личности и поведении осуждённого, не могут служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения и не свидетельствуют о незаконности или необоснованности принятого судом решения.

При принятии решения судом было учтено мнение администрации исправительного учреждения полагавшей целесообразным условно-досрочное освобождение Ткачёва А.И., что отражено в обжалуемом постановлении, однако,  это мнение, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, не могло иметь  определяющего значения, поскольку в силу закона вопрос об условно-досрочном освобождении осуждённого от отбывания наказания относится к исключительной компетенции суда, при этом является его правом, а не обязанностью. Мнение прокурора, высказавшего возражения по существу ходатайства, также справедливо учтено судом в совокупности с иными данными.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда по доводам апелляционной жалобы, а также не усматривает существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение судебного решения.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928 , 38933 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2020 года в отношении Ткачёва Анатолия Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу осуждённого Ткачёва А.И. - без удовлетворения.

 

Председательствующий