Судебный акт
Взыскание компенсации за приобретенное лекарство
Документ от 21.04.2020, опубликован на сайте 12.05.2020 под номером 87508, 2-я гражданская, о возмещении денежных средств на приобретение лекарственных препаратов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                        Дело № 33-1504/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      21 апреля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора  Морозова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4662/2019 по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 декабря 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 3 февраля 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах С*** Р*** Р***  к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении  лекарственными препаратами,  взыскании  понесенных расходов на приобретение лекарственных средств  удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** Р*** Р***  денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата  *** в сумме 27920  руб.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить С*** Р*** Р***  лекарственным препаратом: *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 26.08.2019.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Морозова О.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах С*** Р.Р., обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении  лекарственными препаратами,  взыскании  понесенных расходов на приобретение лекарственных средств. 

В обоснование иска указал, что Прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой установлено, что С*** Р.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы и наблюдается в  ГУЗ «Городская больница №3» с диагнозом: ***.  Лечение  истец проходит в ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови».  Согласно  решению врачебной комиссии  ФГБУН

«Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови» от 01.03.2019 С*** Р.Р. нуждается в терапии ***.

Сайфеулловы обратились в ГУЗ «Городская больница №3» для выписки рецепта на необходимый С*** Р.Р. лекарственный препарат ***, однако рецепт выписан не был ввиду установленных в разработанном по заказу Министерства здравоохранения области программном обеспечении ограничений на выписку отсутствующих лекарственных препаратов. При таких обстоятельствах и в связи с необходимостью незамедлительного приема указанного лекарственного препарата С*** Р.Р. 07.03.2019 затрачены собственные денежные средства на приобретение лекарственного средства *** (торговое наименование ***) на сумму 1 380 000 рублей, что подтверждается товарным чеком № *** от 07.03.2019.

Кроме того, 26.08.2019 С*** Р.Р. был выписан рецепт на лекарственный препарат ***  20мг №30 в количестве 1 упаковки. 30.09.2019 выписаны рецепты на лекарственные препараты *** в количестве 6 упаковок, *** в количестве 5 упаковок. Вместе с тем, С*** Р.Р. необходимыми ему лекарственными препаратами до настоящего времени не обеспечен.

Уточнив исковые требования прокурор, просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить С*** Р.Р. понесенные им расходы на приобретение лекарственного препарата под торговым названием *** в размере 1 380 000 рублей и на приобретение лекарственного препарата *** в размере 27 920 рублей, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить С*** Р.Р. лекарственным препаратом: *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 26.08.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ГУЗ  «Областной клинический онкологический диспансер», АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3», Сайфеуллова Алсу Адизановна.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района города Ульяновска просит отменить решение суда в части отказа во взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата *** и принять в данной части  новое решение, удовлетворив исковые требования.

В представлении указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Не соглашаясь с  позицией суда сводящейся к необходимости обеспечения С*** Р.Р. лекарственными препаратами только на основании выписанных лечащим врачом рецептов указывает, что льготный рецепт на получение лекарственного препарата *** не был выписан истцу по причине установленных Министерством здравоохранения Ульяновской области ограничений на выписку данного препарата, в связи с чем Сайфеулловы были вынуждены приобрести лекарство за собственные средства.

Полагает, что судом  была дана ненадлежащая оценка фактам нуждаемости С*** Р.Р. в спорном лекарстве и не выписке рецептов на получение жизненно необходимых истцу лекарств по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Считает, что поскольку после неоднократного обращения истца в Министерство здравоохранения Ульяновской области препарат *** был выписан и выдан С*** Р.Р. в ГУЗ «Городская больница №3», то С*** Р.Р. был лишён возможности своевременно (с момента первого обращения с данным требованием) реализовать своё право на льготное лекарственное обеспечение. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного предсавления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что С*** Р.Р., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская больница №3» с диагнозом: ***, является инвалидом *** группы.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

С*** Р.Р. состоит на диспансерном учете в ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер (г. Ульяновск). На консультативный прием истец не обращался, стационарное и амбулаторное лечение в ГУЗ ОКОД не получал.

Согласно представленным выпискам С*** Р.Р. с 29.05.2018 регулярно проходит стационарное лечение  в ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови». Так, в 2019 году он находился на стационарном лечении в указанном медицинском учреждении: с 25.02.2019 по 28.03.2019, с 09.04.2019 по 01.05.2019, с 14.05.2019 по 20.06.2019.

Решением врачебной комиссии ФГБУН «Кировский научно-
исследовательский институт гематологии и переливания крови» от 01.03.2019
установлена нуждаемость С*** Р.Р. в терапии *** по
жизненным показаниям у реципиента после ***.

Согласно сведениям  РМИС  рецепт  на лекарственный препарат ***   был  выписан  02.04.2019, обеспечение    указанным лекарственным препаратом осуществлялось на основании  выписанных рецептов регулярно.

26.08.2019 С*** Р.Р. был выписан рецепт на лекарственный препарат ***  20мг №30 в количестве 1 упаковки.

30.09.2019 выписан рецепт на лекарственный препарат *** 50 мг/мл/50мл №1 в количестве 5 упаковок.

Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р, лекарственные препараты: *** включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Согласно представленным  чекам   истцом приобретён  лекарственный препарат *** в объеме, соответствующем  указаниям в рецептах на сумму  27920  руб.

Лекарственный препарат *** по льготному рецепту от 26.08.2019  обслужен  не был вследствие истечения срока годности рецепта.

 

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  С*** Р.Р. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд верно взыскал  с  Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсация в размере 27 920 руб.  за самостоятельно приобретенный  по рецепту от 30.09.2019 лекарственный препарат *** 50 мг/мл/50мл №1 в количестве 5 упаковок, а также обоснованно возложил на ответчика обязанность обеспечить С*** Р.Р. лекарственным препаратом  *** 20мг №30 в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 26.08.2019.  

Решение суда в данной части не оспаривается.

На основании рекомендаций решения врачебной комиссии ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови» от 01.03.2019  Сайфеулловы 07.03.2019 приобрели лекарственное средство *** на сумму 1 380 000 рублей.

Согласно выписному эпикризу от 20.06.2019 ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови»  С*** Р.Р. проходил стационарное лечение в КДО, где ему  8, 15 и 26 марта 2019  вводили  *** 900 мг для терапии ТМА\аГУС.

03.04.2019 введение данного препарат  по месту жительства.

Как указывалось выше лечащим врачом ГУЗ «Городская больница № 3»  данный препарат  истцу был выписан впервые 02.04.2019 и был фактически получен истцом. В последующем С*** Р.Р. обеспечивался данным препаратом в полном объеме.

Доказательств обращения С*** Р.Р. в период  с  01.03.2019 по 07.03.2019   к лечащему врачу за рецептом на бесплатное получение лекарственного препарата  *** не представлено.

Из системного толкования   действующего законодательства следует, что  порядок  обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями  за счет бюджета четко установлен законодателем и заключается в том, что  такое обеспечение  производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость  и объем необходимого  больному лекарственного препарата.

Поскольку на 07.03.2019 лечащим врачом С*** Р.Р. рецепт на лекарственный препарат  *** не выписывался, т.е. фактически лечащий врач не определил ни нуждаемость истца в данном препарате, ни количество необходимого данного лекарства, приобретался данный препарат истцом самостоятельно,  суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации  в размере 1 380 000 руб.

Доводы апелляционного представления в части того, что после 01.03.2019  мать Сайфеуллова обращалась к лечащему врачу ГУЗ «Городская больница № 3» за выпиской рецепта на бесплатное получение данного препарата, однако ей было отказано в связи с некорректной работы электронной системы, являются несостоятельными.

Как указывалось выше, факт обращения С*** Р.Р. к лечащему врачу за получением рецепта на лекарственный  препарат *** до 02.04.2019 ничем не подтвержден.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Е*** Н.Б., лечащий врач истца,  пояснила, что после проведения операция по пересадке костного мозга С*** Р.Р. она его не видела.

Старший помощник прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Морозов О.А. в суде апелляционной инстанции подтвердил то, что до 02.04.2019 С*** Р.Р. к лечащему врачу за рецептом на бесплатное получение лекарственного препарата *** не обращался.

Более того, стороной истца не были представлены доказательства того, что количество самостоятельно приобретенного 07.03.2019 С*** Р.Р. лекарственного средства соответствовало рекомендованной врачами дозе приема.

Таким образом, само по себе наличие у С*** Р.Р. права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не является безусловным основанием к возмещению ему понесенных расходов в связи с самостоятельным приобретением лекарств в отсутствии надлежаще оформленных рецептов, т.е. несоблюдением установленного порядке обеспечения инвалидов лекарственными средствами за счет бюджета.

Исходя из этого, доводы, приведенные в апелляционном представлении, не состоятельны и не могут повлечь отмену судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 декабря 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 3 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: