УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-1504/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 апреля
2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора
Морозова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-4662/2019 по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района
города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3
декабря 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 3
февраля 2020 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района города
Ульяновска в интересах С*** Р*** Р*** к
Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании
понесенных расходов на приобретение лекарственных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу С*** Р*** Р*** денежные
средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата *** в сумме 27920 руб.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить С*** Р*** Р*** лекарственным
препаратом: *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 26.08.2019.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Морозова О.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя
в интересах С*** Р.Р., обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного
разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области об
обеспечении лекарственными
препаратами, взыскании понесенных расходов на приобретение
лекарственных средств.
В обоснование иска указал, что Прокуратурой Железнодорожного
района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой установлено, что С***
Р.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы и наблюдается в ГУЗ «Городская больница №3» с диагнозом: ***. Лечение
истец проходит в ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт
гематологии и переливания крови». Согласно
решению врачебной комиссии ФГБУН
«Кировский научно-исследовательский институт гематологии и
переливания крови» от 01.03.2019 С*** Р.Р. нуждается в терапии ***.
Сайфеулловы обратились в ГУЗ «Городская больница №3» для
выписки рецепта на необходимый С*** Р.Р. лекарственный препарат ***, однако
рецепт выписан не был ввиду установленных в разработанном по заказу
Министерства здравоохранения области программном обеспечении ограничений на
выписку отсутствующих лекарственных препаратов. При таких обстоятельствах и в
связи с необходимостью незамедлительного приема указанного лекарственного
препарата С*** Р.Р. 07.03.2019 затрачены собственные денежные средства на
приобретение лекарственного средства *** (торговое наименование ***) на сумму 1
380 000 рублей, что подтверждается товарным чеком № *** от 07.03.2019.
Кроме того, 26.08.2019 С*** Р.Р. был выписан рецепт на
лекарственный препарат *** 20мг №30 в
количестве 1 упаковки. 30.09.2019 выписаны рецепты на лекарственные препараты ***
в количестве 6 упаковок, *** в количестве 5 упаковок. Вместе с тем, С*** Р.Р.
необходимыми ему лекарственными препаратами до настоящего времени не обеспечен.
Уточнив исковые требования прокурор, просил суд обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить С*** Р.Р.
понесенные им расходы на приобретение лекарственного препарата под торговым
названием *** в размере 1 380 000 рублей и на приобретение лекарственного
препарата *** в размере 27 920 рублей, обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечить С*** Р.Р. лекарственным препаратом: *** в
количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 26.08.2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены ГУЗ «Областной клинический
онкологический диспансер», АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3»,
Сайфеуллова Алсу Адизановна.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное
решение.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного
района города Ульяновска просит отменить решение суда в части отказа во
взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата *** и принять в
данной части новое решение, удовлетворив
исковые требования.
В представлении указывает доводы, аналогичные доводам,
изложенным в исковом заявлении.
Не соглашаясь с
позицией суда сводящейся к необходимости обеспечения С*** Р.Р.
лекарственными препаратами только на основании выписанных лечащим врачом
рецептов указывает, что льготный рецепт на получение лекарственного препарата ***
не был выписан истцу по причине установленных Министерством здравоохранения
Ульяновской области ограничений на выписку данного препарата, в связи с чем
Сайфеулловы были вынуждены приобрести лекарство за собственные средства.
Полагает, что судом
была дана ненадлежащая оценка фактам нуждаемости С*** Р.Р. в спорном
лекарстве и не выписке рецептов на получение жизненно необходимых истцу
лекарств по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Считает, что поскольку после неоднократного обращения истца
в Министерство здравоохранения Ульяновской области препарат *** был выписан и
выдан С*** Р.Р. в ГУЗ «Городская больница №3», то С*** Р.Р. был лишён
возможности своевременно (с момента первого обращения с данным требованием)
реализовать своё право на льготное лекарственное обеспечение.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного
предсавления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны
здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что
основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и
качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской
помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено,
что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов
дела следует, что С*** Р.Р., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская больница
№3» с диагнозом: ***, является инвалидом *** группы.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от
17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона,
набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная
бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными
средствами по рецептам врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание
квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной
помощи.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных
средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение
лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со
стандартами медицинской помощи.
С*** Р.Р. состоит на диспансерном учете в ГУЗ Областной
клинический онкологический диспансер (г. Ульяновск). На консультативный прием
истец не обращался, стационарное и амбулаторное лечение в ГУЗ ОКОД не получал.
Согласно представленным выпискам С*** Р.Р. с 29.05.2018
регулярно проходит стационарное лечение
в ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и
переливания крови». Так, в 2019 году он находился на стационарном лечении в
указанном медицинском учреждении: с 25.02.2019 по 28.03.2019, с 09.04.2019 по
01.05.2019, с 14.05.2019 по 20.06.2019.
Решением врачебной комиссии ФГБУН
«Кировский научно-
исследовательский институт гематологии и переливания крови» от 01.03.2019
установлена нуждаемость С*** Р.Р. в терапии *** по
жизненным показаниям у реципиента после ***.
Согласно сведениям
РМИС рецепт на лекарственный препарат *** был
выписан 02.04.2019,
обеспечение указанным лекарственным
препаратом осуществлялось на основании
выписанных рецептов регулярно.
26.08.2019 С*** Р.Р. был выписан рецепт на лекарственный
препарат *** 20мг №30 в количестве 1
упаковки.
30.09.2019 выписан рецепт на лекарственный препарат *** 50
мг/мл/50мл №1 в количестве 5 упаковок.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов
для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных
препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного
Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р, лекарственные препараты:
*** включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов.
Назначение и выписывание лекарственных препаратов в
соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания.
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами
установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за
счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится
на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость
и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Согласно представленным
чекам истцом приобретён лекарственный препарат *** в объеме,
соответствующем указаниям в рецептах на
сумму 27920 руб.
Лекарственный препарат *** по льготному рецепту от
26.08.2019 обслужен не был вследствие истечения срока годности
рецепта.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного
питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих
заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения
социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что
С*** Р.Р. имеет право на бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд верно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской
области в пользу истца компенсация в размере 27 920 руб. за самостоятельно приобретенный по рецепту от 30.09.2019 лекарственный
препарат *** 50 мг/мл/50мл №1 в количестве 5 упаковок, а также обоснованно
возложил на ответчика обязанность обеспечить С*** Р.Р. лекарственным препаратом *** 20мг №30 в количестве 1 упаковки по
выписанному рецепту от 26.08.2019.
Решение суда в данной части не оспаривается.
На основании рекомендаций решения врачебной комиссии ФГБУН
«Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови»
от 01.03.2019 Сайфеулловы 07.03.2019
приобрели лекарственное средство *** на сумму 1 380 000 рублей.
Согласно выписному эпикризу от 20.06.2019 ФГБУН «Кировский
научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови» С*** Р.Р. проходил стационарное лечение в
КДО, где ему 8, 15 и 26 марта 2019 вводили
*** 900 мг для терапии ТМА\аГУС.
03.04.2019 введение данного препарат по месту жительства.
Как указывалось выше лечащим врачом ГУЗ «Городская больница
№ 3» данный препарат истцу был выписан впервые 02.04.2019 и был
фактически получен истцом. В последующем С*** Р.Р. обеспечивался данным
препаратом в полном объеме.
Доказательств обращения С*** Р.Р. в период с
01.03.2019 по 07.03.2019 к
лечащему врачу за рецептом на бесплатное получение лекарственного препарата *** не представлено.
Из системного толкования
действующего законодательства следует, что порядок
обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями за счет бюджета четко
установлен законодателем и заключается в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного
лечащим врачом, который определяет нуждаемость
и объем необходимого больному
лекарственного препарата.
Поскольку на 07.03.2019 лечащим врачом С*** Р.Р. рецепт на
лекарственный препарат *** не
выписывался, т.е. фактически лечащий врач не определил ни нуждаемость истца в
данном препарате, ни количество необходимого данного лекарства, приобретался
данный препарат истцом самостоятельно,
суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части
взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации в размере 1 380 000 руб.
Доводы апелляционного представления в части того, что после
01.03.2019 мать Сайфеуллова обращалась к
лечащему врачу ГУЗ «Городская больница № 3» за выпиской рецепта на бесплатное
получение данного препарата, однако ей было отказано в связи с некорректной
работы электронной системы, являются несостоятельными.
Как указывалось выше, факт обращения С*** Р.Р. к лечащему
врачу за получением рецепта на лекарственный
препарат *** до 02.04.2019 ничем не подтвержден.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Е*** Н.Б.,
лечащий врач истца, пояснила, что после
проведения операция по пересадке костного мозга С*** Р.Р. она его не видела.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района города
Ульяновска Морозов О.А. в суде апелляционной инстанции подтвердил то, что до
02.04.2019 С*** Р.Р. к лечащему врачу за рецептом на бесплатное получение
лекарственного препарата *** не обращался.
Более того, стороной истца не были представлены доказательства
того, что количество самостоятельно приобретенного 07.03.2019 С*** Р.Р.
лекарственного средства соответствовало рекомендованной врачами дозе приема.
Таким образом, само по себе наличие у С*** Р.Р. права на
бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не является безусловным
основанием к возмещению ему понесенных расходов в связи с самостоятельным
приобретением лекарств в отсутствии надлежаще оформленных рецептов, т.е.
несоблюдением установленного порядке обеспечения инвалидов лекарственными
средствами за счет бюджета.
Исходя из этого, доводы, приведенные в апелляционном
представлении, не состоятельны и не могут повлечь отмену судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционного представления не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 декабря 2019 года, с учётом
определения того же суда об исправлении описки от 3 февраля 2020 года оставить
без изменения, а апелляционное представление прокурора Железнодорожного района
города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: