Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 24.03.2020, опубликован на сайте 27.03.2020 под номером 87328, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                Дело № 33а-1023/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                 24  марта 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре   Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года, по  делу № 2а-1257/2019, которому постановлено:

 

административные исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской  области к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, и обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выраженное в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, размером 300 х 50 метров.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, размером 300 х 50 метров.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской  области к МУ администрации             МО «Тереньгульский  район» Ульяновской  области», МУ администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, и обязании ликвидировать несанкционированную свалку отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области -                 Степановой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  представителя  Министерства природы и цикличной  экономики  Ульяновской области  - Анисимовой Л.И., полагавшей  решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия,

 

установила:

Министерство  природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд  с иском к администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области» о признании бездействия незаконным,  возложении  обязанности  ликвидации несанкционированную  свалку.

В обоснование  требований указало, что 26.07.2017 в результате рейдового мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 280 метрах севернее дома № *** по *** в с. *** района ***, размещена свалка твердых бытовых отходов размером площади 300 х 50.

В адрес администрации МО «Тереньгульский район» в 2017 году направлялось письмо о необходимости в срок до 01.08.2017 ликвидировать выявленную несанкционированную свалку ТКО, однако до настоящего времени информации о  ее ликвидации не поступало.

10.07.2019 проведено повторное рейдовое мероприятие по указанному выше адресу, в результате которого установлено, что обнаруженные ранее несанкционированные свалки ТКО не ликвидированы. Наличие  несанкционированной свалки противоречит  санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормативам.

Уточнив административные исковые требования, Министерство  природы и цикличной экономики Ульяновской области  просило признать незаконным бездействие МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, МУ администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым номером ***, имеющим местоположение: ***, ***, размером 300х50 метров; обязать  ликвидировать указанную несанкционированную свалку.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МУ администрацию МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Федеральное дорожное агентство, АО «Имущественная корпорация Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит решение суда отменить.

Указывает, что полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления. Данные полномочия не перераспределялись между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области, а сохранились за органом местного самоуправления.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск». Полагает, что истцу необходимо представить доказательства вины ответчика в ухудшении качества земельного участка. Более того, в силу   п. 2.9 Положения о Министерстве природы и цикличной  экономики Ульяновской области,  в полномочия административного истца  входит  организация деятельности по накоплению (в том числе  раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области,  администрация МО «Тереньгульский район»  просят решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителей Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о  месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как установлено судом, в результате проведения рейдовых мероприятий 26.07.2017, 10.07.2019, 02.12.2019 на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** выявлена несанкционированная свалка (банки, бутылки, бумага, картон, элементы упаковки, пакеты, мешки, непригодная к использованию одежда, обувь, бытовая техника, автошины, кирпичи, керамическая, металлическая и пластиковая посуда, непригодная к использованию мебель, ветки) размером 300 х 50 метров.

По сведениям ЕГРН собственником  вышеназванного земельного участка является Ульяновская область.

Доказательств принятия мер по ликвидации данной несанкционированной свалки в дело не представлено.

В соответствии с п.1, п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать их загрязнение, захламление (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что органом, осуществляющим полномочия Ульяновской области как собственника земельных участков, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о ликвидации свалки, расположенной на земельных участках, принадлежащих Ульяновской области, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в связи с чем обоснованно признал незаконным бездействие данного административного ответчика по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, возложив на него обязанность ликвидировать свалку.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на лицо, виновное в ее образовании, не опровергает правильность принятого по делу решения.

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на собственника земельных участков.

Доводы, приведенные Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным, материальный и процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение  Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через  Сенгилеевский  районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий            

 

Судьи: