У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А
С Т Н О Й С У Д
Судья Кузнецова М.С.
Дело № 33а-1023/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
24 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4
декабря 2019 года, по делу № 2а-1257/2019,
которому постановлено:
административные
исковые требования Министерства природы и цикличной экономики
Ульяновской области к Министерству строительства и архитектуры
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выраженного в
непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, и обязании
ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области,
выраженное в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки,
расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге,
расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с
кадастровым номером *** по адресу: ***, размером 300 х 50 метров.
Обязать Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать
несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым
номером *** в овраге, расположенном в 250-300 метрах северо-западнее границы
земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, размером 300 х 50
метров.
Возложить на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность
исполнить решение суда и сообщить о его
исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в Министерство
природы и цикличной экономики Ульяновской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу.
В удовлетворении
административных исковых требований Министерства природы и цикличной
экономики Ульяновской области к МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области», МУ администрации МО «Подкуровское
сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, обществу с
ограниченной ответственностью «Контракт плюс» о признании незаконным
бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной
свалки, и обязании ликвидировать несанкционированную свалку отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
представителя Министерства строительства
и архитектуры Ульяновской области - Степановой А.П., поддержавшей
доводы апелляционной жалобы,
представителя Министерства
природы и цикличной экономики Ульяновской области - Анисимовой Л.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
установила:
Министерство природы
и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации МО «Тереньгульский
район» Ульяновской области» о признании бездействия незаконным, возложении
обязанности ликвидации
несанкционированную свалку.
В обоснование
требований указало, что 26.07.2017 в результате рейдового мероприятия по
выявлению мест несанкционированного размещения отходов было установлено, что на
земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в 280
метрах севернее дома № *** по *** в с. *** района ***, размещена свалка твердых
бытовых отходов размером площади 300 х 50.
В адрес администрации МО «Тереньгульский район» в 2017 году
направлялось письмо о необходимости в срок до 01.08.2017 ликвидировать
выявленную несанкционированную свалку ТКО, однако до настоящего времени
информации о ее ликвидации не поступало.
10.07.2019 проведено повторное рейдовое мероприятие по
указанному выше адресу, в результате которого установлено, что обнаруженные
ранее несанкционированные свалки ТКО не ликвидированы. Наличие несанкционированной свалки противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Уточнив административные исковые требования,
Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области просило
признать незаконным бездействие МУ
администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, МУ администрации
МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской
области, ООО «Контракт плюс», Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области, выразившееся в
непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных
отходов на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном
в 250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым
номером ***, имеющим местоположение: ***, ***, размером 300х50 метров;
обязать ликвидировать указанную
несанкционированную свалку.
Судом к участию в деле в качестве административных
соответчиков привлечены МУ администрацию МО «Подкуровское сельское поселение»
Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных
лиц - Федеральное дорожное агентство, АО «Имущественная корпорация Ульяновской
области».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит решение суда отменить.
Указывает, что полномочия по организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных
отходов возложены на орган местного самоуправления. Данные полномочия не
перераспределялись между органами местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской
области, а сохранились за органом местного самоуправления.
В
соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры
Ульяновской области с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными
участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными
участками, государственная собственность на которые не разграничена,
расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Полагает, что истцу необходимо представить доказательства вины ответчика в
ухудшении качества земельного участка. Более того, в силу п. 2.9 Положения о Министерстве природы и
цикличной экономики Ульяновской
области, в полномочия административного
истца входит организация деятельности по накоплению (в том
числе раздельному накоплению), сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых
коммунальных отходов.
В возражениях на апелляционную
жалобу Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, администрация МО «Тереньгульский район» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме
представителей Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области,
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, другие лица,
участвующие в деле, не явились, о месте
и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических
лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное
использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию
ее последствий.
Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и
иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на
окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и
государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей
среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и
экологической безопасности.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района
относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами
осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления».
Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ
30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с
отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от
28.12.2001 N 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов –
это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них
отходов.
Как установлено судом, в результате проведения рейдовых
мероприятий 26.07.2017, 10.07.2019, 02.12.2019 на земельном участке с кадастровым номером *** в овраге, расположенном в
250-300 метрах северо-западнее границы земельного участка с кадастровым номером
*** по адресу: *** выявлена несанкционированная свалка (банки, бутылки,
бумага, картон, элементы упаковки, пакеты, мешки, непригодная к использованию
одежда, обувь, бытовая техника, автошины, кирпичи, керамическая, металлическая
и пластиковая посуда, непригодная к использованию мебель, ветки) размером 300 х
50 метров.
По сведениям ЕГРН собственником вышеназванного земельного участка является
Ульяновская область.
Доказательств принятия мер по ликвидации данной
несанкционированной свалки в дело не представлено.
В соответствии с п.1, п.2 ст.13 Земельного кодекса
Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента
окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники
земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами
производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся
собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять
мероприятия по охране земель и не допускать их загрязнение, захламление (ст.42
Земельного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что органом, осуществляющим полномочия
Ульяновской области как собственника земельных участков, является Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области, суд пришел к правильному
выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о ликвидации
свалки, расположенной на земельных участках, принадлежащих Ульяновской области,
является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в связи
с чем обоснованно признал незаконным бездействие данного административного
ответчика по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, возложив
на него обязанность ликвидировать свалку.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по
ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на лицо, виновное в
ее образовании, не опровергает правильность принятого по делу решения.
Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной
свалки не установлено, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на
собственника земельных участков.
Доводы, приведенные Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области в апелляционной жалобе, были предметом
рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение является правильным, материальный и
процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом
верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года
- оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации через Сенгилеевский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: