Судебный акт
Отказ в зачете периодов работы в страховой стаж
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85592, 2-я гражданская, об обязании засчитать в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости работу в качестве сезонного рабочего, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                       Дело № 33-5394/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4134/2019 по апелляционной жалобе Алиевой Латифы Фатиага кызы на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Алиевой Латифы Фатиага кызы к Государственному  учреждению - Управлению  Пенсионного  фонда  Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному)   о  возложении обязанности  включить периоды  в специальный  стаж,  возложении обязанности назначить страховую пенсию  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Алиевой Л.Ф., ее представителя Литвинова Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) Романюк В.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алиева Л.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному  учреждению - Управлению Пенсионного  фонда  Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с 26 ноября 2018 года. В обоснование иска указала, что 26 ноября 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ей отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, который по расчету пенсионного органа составляет 3 года 9 месяцев 1 день. В страховой стаж ответчиком необоснованно не засчитаны периоды ее работы сезонной рабочей в с*** и*** «***-л*** К***» с 05 июня 1980 года по 05 мая 1989 года; рабочей в с*** «З***» с 05 мая 1989 года по июнь 1995 года, которые подтверждены архивной справкой. С учетом данных периодов работы в Республике Азербайджан ее страховой стаж составит 15 лет, которого было достаточно для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году. Просила  обязать ответчика засчитать ей в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве сезонного рабочего в с*** «50-л*** К***» с 05 июня 1980 года по 05 мая 1989 года; рабочего в совхозе «З***» с 05 мая 1989 года по июнь 1995 года; обязать назначить страховую пенсию по старости с 26 ноября 2018 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алиева Л.Ф. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что трудовая книжка на ее имя не оформлялась. Со своей стороны она приняла меры к тому, чтобы подтвердить свой страховой стаж, и получила в Республике Азербайджан архивную справку, которая через органы юстиции так и не была представлена. Суд не дал надлежащей оценки данной справке и необоснованно не принял во внимание показания свидетеля, работавшего совместно с истцом в колхозе с 1982 года по 1983 год, а также два месяца в 1985 году. Настаивает на том, что справка, выданная Л*** ф*** г*** а*** А*** Р***  31 мая 2018 года, является надлежащим доказательством и подтверждает ее трудовой стаж.

В возражениях на жалобу ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 ноября 2018 года Алиева Л.Ф. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к которому приложила трудовую книжку, выданную 1 апреля 2014 года; запрос Управления Минюста России по Ульяновской области от 6 июня 2018 года № ***; выписку из лицевого счета.

Пенсионным органом Алиевой Л.Ф. был предоставлен срок три месяца для предоставления необходимых документов подтверждающих факт ее работы в Республике Азербайджан.

Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 27 февраля 2019 года Алиевой Л.Ф. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии  со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого в 2018 году страхового стажа (9 лет) и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (13,8 балла).

При этом страховой стаж истца определен пенсионным органом продолжительностью 3 года 9 месяцев 1 день, размер индивидуального пенсионного коэффициента – 4,595 балла.

Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, Алиева Л.Ф. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, дал верную оценку собранным по делу доказательствам, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Пункт 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) определяет страховой стаж как учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 9 лет страхового стажа (на 2018 год) и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 балла.

Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).

Пунктом 1  Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Материалами дела подтверждено, что трудовая книжка выдана Алиевой Л.Ф. 1 апреля 2014 года в России; трудовая книжка, где были бы отражены периоды ее работы на территории Республики Азербайджан, у истца отсутствует.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленная истцом в пенсионный орган и в суд первой инстанции в подтверждение страхового стажа и размера заработной платы справка от 31 мая 2018 года Л*** ф*** г*** а*** А*** Р***, не может служить основанием для включения в страховой стаж заявленных периодов работы в Республике Азербайджан с 5 июня 1980 года по 5 мая 1989 года и с 5 мая 1989 года по июнь 1995 года.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16).

Азербайджан участником названного выше Соглашения не является.

Пунктом 8 Соглашения установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 года № 88-16).

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно справке от 31 мая 2018 года, на которую ссылается Алиева Л.Ф., она по приказу № *** от 5 июня 1980 года с*** и*** «***-л*** Ко***» села Сепаради Ленкоранского района Азербайджанской ССР была принята сезонной рабочей в совхоз. По приказу № *** от 5 мая 1989 года совхоза имени «***-л*** К***» Алиева Л.Ф. переведена из совхоза имени «***-л*** К***» села Сепаради на новообразованный ч*** с*** «З***». По приказу № ***, от 5 мая 1989 года ч*** с*** «З***» истец переводом принята в совхоз на должность рабочей; по июнь 1995 года получала трудовую зарплату. Приказ об освобождении Алиевой Л.Ф. от работы отсутствует, так как за период после 17 мая 1995 года книги приказов в архив не сданы.

Сведения о заработной плате Алиевой Л.Ф. в справке от 31 мая 2018 года указаны только за период с января 1981 года по декабрь 1986 года.

Учитывая приведенные выше положения закона, отсутствие у истца трудовой книжки и иных документов, подтверждающих ее работу в Республике Азербайджан в период с 5 июня 1980 года по июнь 1995 года, а также сведений об уплате за Алиеву Л.Ф. страховых взносов после 1 января 1991 года, справка, содержащая данные о работе истца в период с 5 июня 1980 года по 5 мая 1989 года сезонной рабочей, с 5 мая 1989 года по июнь 1995 года – рабочей, и о размере заработной платы лишь за период 1981-1986 годов, не может служить достаточным основанием для включения в страховой стаж истца заявленных периодов работы.

Показания свидетеля – супруга истца, показавшего о совместной работе с Алиевой Л.Ф. лишь в отдельные периоды обоснованно не приняты судом во внимание.

С учетом изложенного справка от 31 мая 2018 года не могла быть принята пенсионным органом в качестве основания подтверждения страхового стажа истца и назначения пенсии без официального подтверждения ее содержания компетентным органом Республики Азербайджан.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алиевой Латифы Фатиага кызы – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       

 

Судьи