УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева Т.Л. Дело № 33-5394/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4134/2019
по апелляционной жалобе Алиевой Латифы
Фатиага кызы на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 25 сентября 2019 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Алиевой Латифы Фатиага кызы к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области
(межрайонному) о возложении обязанности включить периоды в специальный
стаж, возложении обязанности
назначить страховую пенсию отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Алиевой
Л.Ф., ее представителя Литвинова Д.А., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, представителя Государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском
районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) Романюк В.Р.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Алиева Л.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области
(межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный
орган) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж,
назначить страховую пенсию по старости с 26 ноября 2018 года. В обоснование
иска указала, что 26 ноября 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального
закона от 23 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении
пенсии ей отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового
стажа, который по расчету пенсионного органа составляет 3 года 9 месяцев 1
день. В страховой стаж ответчиком необоснованно не засчитаны периоды ее работы
сезонной рабочей в с*** и*** «***-л*** К***» с 05 июня 1980 года по 05 мая 1989
года; рабочей в с*** «З***» с 05 мая 1989 года по июнь 1995 года, которые
подтверждены архивной справкой. С учетом данных периодов работы в Республике
Азербайджан ее страховой стаж составит 15 лет, которого было достаточно для
назначения страховой пенсии по старости в 2018 году. Просила обязать ответчика засчитать ей в стаж, дающий
право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве
сезонного рабочего в с*** «50-л*** К***» с 05 июня 1980 года по 05 мая 1989
года; рабочего в совхозе «З***» с 05 мая 1989 года по июнь 1995 года; обязать
назначить страховую пенсию по старости с 26 ноября 2018 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Алиева Л.Ф. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что
трудовая книжка на ее имя не оформлялась. Со своей стороны она приняла меры к
тому, чтобы подтвердить свой страховой стаж, и получила в Республике
Азербайджан архивную справку, которая через органы юстиции так и не была
представлена. Суд не дал надлежащей оценки данной справке и необоснованно не
принял во внимание показания свидетеля, работавшего совместно с истцом в
колхозе с 1982 года по 1983 год, а также два месяца в 1985 году. Настаивает на
том, что справка, выданная Л*** ф*** г*** а*** А*** Р*** 31 мая 2018 года, является надлежащим
доказательством и подтверждает ее трудовой стаж.
В возражениях на жалобу ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г.
Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26
ноября 2018 года Алиева Л.Ф. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.
Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в
соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», к которому приложила трудовую книжку, выданную 1 апреля
2014 года; запрос Управления Минюста России по Ульяновской области от 6 июня
2018 года № ***; выписку из лицевого счета.
Пенсионным органом Алиевой Л.Ф. был предоставлен срок три
месяца для предоставления необходимых документов подтверждающих факт ее работы
в Республике Азербайджан.
Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 27
февраля 2019 года Алиевой Л.Ф. отказано в назначении страховой пенсии по
старости в соответствии со ст. 8
Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
связи с отсутствием требуемого в 2018 году страхового стажа (9 лет) и
необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (13,8 балла).
При этом страховой стаж истца определен пенсионным органом
продолжительностью 3 года 9 месяцев 1 день, размер индивидуального пенсионного
коэффициента – 4,595 балла.
Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, Алиева Л.Ф.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, дал верную оценку собранным по делу
доказательствам, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных
законом оснований для удовлетворения требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Пункт
2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) определяет страховой стаж как учитываемую
при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые
начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в
редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право
на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет, при
наличии не менее 9 лет страхового стажа (на 2018 год) и величины
индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 балла.
Статьей
11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории
Российской Федерации лицами, указанными в части 1
статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти
периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации (часть 1).
Периоды
работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1
статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории
Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской
Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации».
При
подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11
и 12
данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного
лица в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании
сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и
(или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).
Правила подсчета и подтверждения страхового
стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).
Пунктом 1
Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды
работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При
отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся
неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах
работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые
договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством,
действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые
книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета
и ведомости на выдачу заработной платы.
Материалами
дела подтверждено, что трудовая книжка выдана Алиевой Л.Ф. 1 апреля 2014 года в
России; трудовая книжка, где были бы отражены периоды ее работы на территории
Республики Азербайджан, у истца отсутствует.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, представленная истцом в пенсионный орган и в суд
первой инстанции в подтверждение страхового стажа и размера заработной платы
справка от 31 мая 2018 года Л*** ф*** г*** а*** А*** Р***, не может служить
основанием для включения в страховой стаж заявленных периодов работы в
Республике Азербайджан с 5 июня 1980 года по 5 мая 1989 года и с 5 мая 1989
года по июнь 1995 года.
Вопросы
в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества
Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О
гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств
в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное
обеспечение граждан государств - участников Соглашения (Армении, Беларуси,
Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) и
членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории
которого они проживают.
В
силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для
установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за
выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой
стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на
территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления
пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую
Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по
проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию
из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).
В
соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения
документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников
Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В
пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию
по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим
из государств - участников Соглашения
от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории
любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При
этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения
от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на
соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года
№203-16).
Азербайджан
участником названного выше Соглашения не является.
Пунктом
8 Соглашения установлено, что для определения права на трудовую пенсию по
старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из
государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской
Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой)
стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года,
независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января
2003 года № 88-16).
Периоды
работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно
справке от 31 мая 2018 года, на которую ссылается Алиева Л.Ф., она по приказу №
*** от 5 июня 1980 года с*** и*** «***-л*** Ко***» села Сепаради Ленкоранского
района Азербайджанской ССР была принята сезонной рабочей в совхоз. По приказу №
*** от 5 мая 1989 года совхоза имени «***-л*** К***» Алиева Л.Ф. переведена из
совхоза имени «***-л*** К***» села Сепаради на новообразованный ч*** с*** «З***».
По приказу № ***, от 5 мая 1989 года ч*** с*** «З***» истец переводом принята в
совхоз на должность рабочей; по июнь 1995 года получала трудовую зарплату.
Приказ об освобождении Алиевой Л.Ф. от работы отсутствует, так как за период
после 17 мая 1995 года книги приказов в архив не сданы.
Сведения
о заработной плате Алиевой Л.Ф. в справке от 31 мая 2018 года указаны только за
период с января 1981 года по декабрь 1986 года.
Учитывая
приведенные выше положения закона, отсутствие у истца трудовой книжки и иных
документов, подтверждающих ее работу в Республике Азербайджан в период с 5 июня
1980 года по июнь 1995 года, а также сведений об уплате за Алиеву Л.Ф.
страховых взносов после 1 января 1991 года, справка, содержащая данные о работе
истца в период с 5 июня 1980 года по 5 мая 1989 года сезонной рабочей, с 5 мая
1989 года по июнь 1995 года – рабочей, и о размере заработной платы лишь за
период 1981-1986 годов, не может служить достаточным основанием для включения в
страховой стаж истца заявленных периодов работы.
Показания
свидетеля – супруга истца, показавшего о совместной работе с Алиевой Л.Ф. лишь
в отдельные периоды обоснованно не приняты судом во внимание.
С
учетом изложенного справка от 31 мая 2018 года не могла быть принята пенсионным
органом в качестве основания подтверждения страхового стажа истца и назначения
пенсии без официального подтверждения ее содержания компетентным органом
Республики Азербайджан.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Алиевой Латифы
Фатиага кызы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи