УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дибдина Ю.Н. Дело № 33-5337/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №
2-2-251/2019 по апелляционной жалобе Министерства агропромышленного
комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года,
по которому постановлено:
Исковые требования Шакурова Нагима Хасяновича к Министерству
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату удовлетворить
частично.
Обязать Министерство агропромышленного комплекса и развития
сельских территорий Ульяновской области назначить Шакурову Нагиму Хасяновичу
ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.7 постановления Правительства
Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения
и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий», как лицу,
имеющему совокупный стаж работы не менее 15 лет в должности руководителя
организации.
В удовлетворении исковых требований Шакурова Нагима
Хасяновича к МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района» о возложении
обязанности назначить ежемесячную денежную выплату отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
представителя Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области Манохиной Е.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, представителя Шакурова Н.Х. – Наумовой И.И., полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шакуров Н.Х. обратился в суд с иском к Министерству
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее
также – Минсельхоз Ульяновской области, Министерство) и муниципальному
казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление сельского хозяйства Мелекесского
района» с иском о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную
выплату. В обоснование иска указал, что с 19 апреля 2010 года он является
получателем страховой пенсии по старости. Его общий стаж работы на руководящих
должностях сельскохозяйственных предприятий, а именно в *** «Л***» в качестве
директора, в колхозе «К*** Т***» в должности председателя, составляет более 15
лет, в связи с чем он имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в
размере 3467 руб. Однако, решением Министерства в назначении выплаты ему
отказано со ссылкой на то, что в период, когда он замещал должность
председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «***»,
последний был признан банкротом. С
отказом ответчика в назначении выплаты он не согласен, так как он никогда не являлся
лицом, замещавшим должность руководителя организации, поэтому он обращался в
Министерство как лицо, имеющее совокупный стаж работы не менее 15 лет в
должности руководителя организации в соответствии с пп. 2 (пп. «в») п.5 Порядка,
утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля
2014 года № 131-П. С 2004 года по 2006 год он был председателем кооператива, а не
замещал должность руководителя этой организации, которая решением Арбитражного
суда Ульяновской области была признана банкротом. Просил суд обязать ответчиков
назначить ему ежемесячную денежную выплату в размере 3467 рублей как бывшему
руководителю организации, занимающейся сельскохозяйственным производством.
Суд привлек к участию в деле в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований
относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области
(межрайонное), администрацию муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской
области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Минсельхоз Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых
требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на Порядок предоставления
средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию
достижений в сфере развитию сельских территорий, утвержденный постановлением
Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых
мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских
территорий». По мнению Министерства,
судом неверно истолкованы нормы указанного выше порядка, абзацем восьмым пункта
13 которого предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении выплат
как банкротство сельскохозяйственной организации, в период, когда лицо занимало
должность ее руководителя. 26 апреля 2004 года Шакуров Н.Х. был принят на
должность председателя сельскохозяйственного кооператива «***», а 9 февраля
2006 года уволен, так как СПК «***» решением Арбитражного суда Ульяновской
области был признан банкротом. Не соглашается с выводом суда о том, что в
период с 26 апреля 2004 года по 9 февраля 2006 года Шакуров Н.Х. работал
председателем СПК «***», а не замещал должность ее руководителя, а потому
обладал правом на спорную выплату как лицо, имеющее совокупный стаж работы не
менее 15 лет в должности руководителя организации. Выводы суда противоречат
положениям Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О
сельскохозяйственной кооперации», которым определен правовой статус и
полномочия председателя сельскохозяйственного кооператива. Кроме того, для
назначения выплаты по пп. 2 («пп.«в») п. 5 названного выше Порядка необходим
совокупный стаж на должностях руководителя организации, директора
профессиональной образовательной организации и государственной гражданской или
муниципальной службы, который у истца отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу Шакуров Н.Х. и его
представитель Наумова И.И. просят оставить решение суда без изменения, а
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца, представителя ответчика МКУ «Управление сельского хозяйства
Мелекесского района», а также представителей третьих лиц, извещенных о времени
и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шакуров
Н.Х. с 19 апреля 2010 года является
получателем страховой пенсии по старости.
12 апреля 2019 года Шакуров Н.Х. обратился в Минсельхоз
Ульяновской области с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты как
бывшему руководителю организации, занимающейся сельскохозяйственным
производством, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской
области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и
популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».
25 апреля 2019 года Шакуров Н.Х. был уведомлен Министерством
об отказе в предоставлении выплат со ссылкой на п. 13 Порядка предоставления
средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию
достижений в сфере развития сельских территорий, утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П, поскольку
истец замещал должность председателя сельскохозяйственного производственного
кооператива (далее – СПК) «***», которое в этот период решением Арбитражного
суда Ульяновской области от 9 декабря 2005 года было признано банкротом.
Полагая отказ в назначении выплат незаконным, Шакуров Н.Х.
обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Шакурова Н.Г. к Минсельхозу
Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет
право на спорные выплаты, поскольку на должность председателя СПК «***» истец
был назначен, а не замещал ее на основании конкурса.
Вместе с тем, данные выводы суда основаны на неправильном
применении норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены
судебного решения.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15
апреля 2014 года №131-П утвержден Порядок предоставления средств из областного
бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию достижений в сфере
развития сельских территорий (далее – Порядок № 131-П).
Согласно п. 1 Порядка № 131-П он разработан в целях
поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.
Для целей данного Порядка под поощрением и популяризацией
достижений в сфере развития сельских территорий понимаются меры государственной
поддержки, направленные на кадровое обеспечение сельского хозяйства.
Порядок № 131-П устанавливает условия и цели предоставления
физическим лицам, указанным в пункте 5 Порядка, средств
из областного бюджета Ульяновской области на кадровое обеспечение сельского
хозяйства, а также категории и критерии отбора физических лиц, имеющих право на
их получение, размер выплат и перечень документов, необходимых для их получения
(пункт 2).
Подпунктом 2 пункта 5 Порядка установлено, что для целей данного Порядка бывшим руководителем организации, занимающейся
сельскохозяйственным производством, признается в том числе лицо, замещавшее
должность руководителя организации и уволенное, начиная с 1 октября 2007 года с
указанной должности в связи с выходом на трудовую (страховую) пенсию по
старости вне зависимости от дальнейшего осуществления трудовой деятельности
(подпункт «б»); имеющее стаж работы не менее 15 лет в совокупности в должности
руководителя организации, директора профессиональной образовательной
организации (реализуемые которой образовательные программы среднего
профессионального образования соответствуют профилю подготовки специалистов для
сельскохозяйственного производства и в наименовании которой указан характер
такой деятельности), государственной гражданской службы в органе
государственной власти Ульяновской области или муниципальной службы в органе
местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области
(подпункт «в»).
Перечень
документов, которые бывший руководитель организации должен лично представить в
Министерство для получения ежемесячной денежной выплаты, определен п. 9 Порядка
№ 131-П.
В
силу п. 13 Порядка № 131-П основаниями для принятия решения об отказе в
предоставлении выплат является среди прочих банкротство организации в период,
когда бывший руководитель организации замещал должность руководителя этой
организации.
Из трудовой книжки Шакурова Н.Х. следует, что в период с 11
мая 1984 года по 16 августа 1985 года истец занимал должность председателя
колхоза «К*** Т***».
26 апреля 2004 года Шакуров Н.Х. на основании распоряжения №
*** от 26 апреля 2004 года был принят председателем *** «Н***», с указанной
должности уволен 9 февраля 2006 года на основании решения Арбитражного суда
Ульяновской области от 9 декабря 2005 года по делу № *** и ст. 81 Трудового
кодекса Российской Федерации.
20 июня 2005 года Шакуров Н.Х. был принят на работу на
должность директора *** «Л***», которую, согласно пояснениям представителя
истца в суде апелляционной инстанции, занимал до 21 августа 2019 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждают, что одна из
организаций, занимающаяся сельскохозяйственным производством (*** «Н***»), которой
руководил Шакуров Н.Х., в период такой его деятельности была признана
банкротом, что в силу положений приведенного выше п. 13 Порядка № 131-П
является основанием для отказа в предоставлении спорных выплат.
Утверждения Шакурова Н.Х. о том, что он не являлся
руководителем *** «Н***», поскольку на должность председателя названного *** он
не избирался, а был принят на основании распоряжения, не могут быть приняты во внимание,
поскольку не основаны на законе и какими-либо допустимыми доказательствами не
подтверждены.
Правовой статус и экономические основы создания и
деятельности сельскохозяйственных кооперативов определены Федеральным законом
от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее –
Федеральный закон № 193-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 193-ФЗ
управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива
(собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель
кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском
кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае,
если число членов кооператива составляет не менее 50.
Статьей 26 Федерального закона № 193-ФЗ
установлено, что исполнительными органами кооператива являются
председатель кооператива и правление кооператива. В случае, если число членов
кооператива менее чем 25, уставом кооператива может быть предусмотрено избрание
только председателя кооператива и его заместителя (пункт 1).
Председатель
кооператива, правление кооператива избираются общим собранием членов
кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет.
Председатель кооператива является членом правления кооператива и возглавляет
его (пункт 2).
Председатель
кооператива без доверенности действует на основании решений общего собрания
членов кооператива, наблюдательного совета кооператива и правления кооператива
по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам
единолично от имени кооператива.
Председатель
кооператива представляет кооператив в органах государственной власти, органах
местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с уставом
кооператива имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в
том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других
кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников кооператива,
организует их работу, издает обязательные для исполнения членами кооператива и
работниками кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений
общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива и
исполняет иные не противоречащие уставу кооператива функции в интересах
кооператива (пункт 3).
Из приведенных выше положений законодательства следует, что
руководителем сельскохозяйственного кооператива является его председатель.
Доказательств того, что в период, когда Шакуров Н.Х. являлся
председателем *** «Н***», руководителем кооператива являлось иное лицо,
материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку *** «Н***» был признан банкротом в
тот период времени, когда его председателем являлся Шакуров Н.Х., последнему
Министерством было обоснованно отказано в назначении выплат, которые, как
указано в Порядке № 131-П, являются видом поощрения, направлены на кадровое
обеспечение сельского хозяйства и популяризацию достижений в сфере развития
сельских территорий.
При
таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований
Шакурова Н.Х. к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области нельзя признать законным, оно подлежит отмене,
по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований Шакурова Н.Х. к Министерству агропромышленного комплекса и развития
сельских территорий Ульяновской области о возложении обязанности назначить
ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п. 7 постановления Правительства
Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения
и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».
В части отказа в удовлетворении исковых требований Шакурова
Н.Х. к МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района» решение суда
является правильным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года отменить в
части удовлетворения исковых требований Шакурова Нагима Хасяновича к
Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области.
Принять
в указанной части новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Шакурова Нагима Хасяновича к Министерству
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,
предусмотренную п. 7 постановления Правительства Ульяновской области от 15
апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации
достижений в сфере развития сельских территорий», отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи