Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении выплаты бывшему руководителю сельхозпредприятия
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85588, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дибдина Ю.Н.                                                         Дело № 33-5337/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-251/2019 по апелляционной жалобе Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Шакурова Нагима Хасяновича к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату удовлетворить частично.

Обязать Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области назначить Шакурову Нагиму Хасяновичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.7 постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий», как лицу, имеющему совокупный стаж работы не менее 15 лет в должности руководителя организации.

В удовлетворении исковых требований Шакурова Нагима Хасяновича к МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Манохиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Шакурова Н.Х. – Наумовой И.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шакуров Н.Х. обратился в суд с иском к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее также – Минсельхоз Ульяновской области, Министерство) и муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление сельского хозяйства Мелекесского района» с иском о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату. В обоснование иска указал, что с 19 апреля 2010 года он является получателем страховой пенсии по старости. Его общий стаж работы на руководящих должностях сельскохозяйственных предприятий, а именно в *** «Л***» в качестве директора, в колхозе «К*** Т***» в должности председателя, составляет более 15 лет, в связи с чем он имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 3467 руб. Однако, решением Министерства в назначении выплаты ему отказано со ссылкой на то, что в период, когда он замещал должность председателя сельскохозяйственного производственного кооператива «***», последний был признан банкротом.  С отказом ответчика в назначении выплаты он не согласен, так как он никогда не являлся лицом, замещавшим должность руководителя организации, поэтому он обращался в Министерство как лицо, имеющее совокупный стаж работы не менее 15 лет в должности руководителя организации в соответствии с пп. 2 (пп. «в») п.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П. С 2004 года по 2006 год он был председателем кооператива, а не замещал должность руководителя этой организации, которая решением Арбитражного суда Ульяновской области была признана банкротом. Просил суд обязать ответчиков назначить ему ежемесячную денежную выплату в размере 3467 рублей как бывшему руководителю организации, занимающейся сельскохозяйственным производством.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минсельхоз Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на Порядок предоставления средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию достижений в сфере развитию сельских территорий, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».  По мнению Министерства, судом неверно истолкованы нормы указанного выше порядка, абзацем восьмым пункта 13 которого предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении выплат как банкротство сельскохозяйственной организации, в период, когда лицо занимало должность ее руководителя. 26 апреля 2004 года Шакуров Н.Х. был принят на должность председателя сельскохозяйственного кооператива «***», а 9 февраля 2006 года уволен, так как СПК «***» решением Арбитражного суда Ульяновской области был признан банкротом. Не соглашается с выводом суда о том, что в период с 26 апреля 2004 года по 9 февраля 2006 года Шакуров Н.Х. работал председателем СПК «***», а не замещал должность ее руководителя, а потому обладал правом на спорную выплату как лицо, имеющее совокупный стаж работы не менее 15 лет в должности руководителя организации. Выводы суда противоречат положениям Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», которым определен правовой статус и полномочия председателя сельскохозяйственного кооператива. Кроме того, для назначения выплаты по пп. 2 («пп.«в») п. 5 названного выше Порядка необходим совокупный стаж на должностях руководителя организации, директора профессиональной образовательной организации и государственной гражданской или муниципальной службы, который у истца отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу Шакуров Н.Х. и его представитель Наумова И.И. просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района», а также представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шакуров Н.Х. с 19  апреля 2010 года является получателем страховой пенсии по старости.

12 апреля 2019 года Шакуров Н.Х. обратился в Минсельхоз Ульяновской области с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты как бывшему руководителю организации, занимающейся сельскохозяйственным производством, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».

25 апреля 2019 года Шакуров Н.Х. был уведомлен Министерством об отказе в предоставлении выплат со ссылкой на п. 13 Порядка предоставления средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П, поскольку истец замещал должность председателя сельскохозяйственного производственного кооператива (далее – СПК) «***», которое в этот период решением Арбитражного суда Ульяновской области от 9 декабря 2005 года было признано банкротом. 

Полагая отказ в назначении выплат незаконным, Шакуров Н.Х. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Шакурова Н.Г. к Минсельхозу Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на спорные выплаты, поскольку на должность председателя СПК «***» истец был назначен, а не замещал ее на основании конкурса.

Вместе с тем, данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года №131-П утвержден Порядок предоставления средств из областного бюджета Ульяновской области на поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий (далее – Порядок № 131-П).

Согласно п. 1 Порядка № 131-П он разработан в целях поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий.

Для целей данного Порядка под поощрением и популяризацией достижений в сфере развития сельских территорий понимаются меры государственной поддержки, направленные на кадровое обеспечение сельского хозяйства.

Порядок № 131-П устанавливает условия и цели предоставления физическим лицам, указанным в пункте 5 Порядка, средств из областного бюджета Ульяновской области на кадровое обеспечение сельского хозяйства, а также категории и критерии отбора физических лиц, имеющих право на их получение, размер выплат и перечень документов, необходимых для их получения (пункт 2).

Подпунктом 2 пункта 5 Порядка установлено, что для целей данного Порядка бывшим руководителем организации, занимающейся сельскохозяйственным производством, признается в том числе лицо, замещавшее должность руководителя организации и уволенное, начиная с 1 октября 2007 года с указанной должности в связи с выходом на трудовую (страховую) пенсию по старости вне зависимости от дальнейшего осуществления трудовой деятельности (подпункт «б»); имеющее стаж работы не менее 15 лет в совокупности в должности руководителя организации, директора профессиональной образовательной организации (реализуемые которой образовательные программы среднего профессионального образования соответствуют профилю подготовки специалистов для сельскохозяйственного производства и в наименовании которой указан характер такой деятельности), государственной гражданской службы в органе государственной власти Ульяновской области или муниципальной службы в органе местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области (подпункт «в»).

Перечень документов, которые бывший руководитель организации должен лично представить в Министерство для получения ежемесячной денежной выплаты, определен п. 9 Порядка № 131-П.

В силу п. 13 Порядка № 131-П основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплат является среди прочих банкротство организации в период, когда бывший руководитель организации замещал должность руководителя этой организации.

Из трудовой книжки Шакурова Н.Х. следует, что в период с 11 мая 1984 года по 16 августа 1985 года истец занимал должность председателя колхоза «К*** Т***».

26 апреля 2004 года Шакуров Н.Х. на основании распоряжения № *** от 26 апреля 2004 года был принят председателем *** «Н***», с указанной должности уволен 9 февраля 2006 года на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 9 декабря 2005 года по делу № *** и ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

20 июня 2005 года Шакуров Н.Х. был принят на работу на должность директора *** «Л***», которую, согласно пояснениям представителя истца в суде апелляционной инстанции, занимал до 21 августа 2019 года.

Фактические обстоятельства дела подтверждают, что одна из организаций, занимающаяся сельскохозяйственным производством (*** «Н***»), которой руководил Шакуров Н.Х., в период такой его деятельности была признана банкротом, что в силу положений приведенного выше п. 13 Порядка № 131-П является основанием для отказа в предоставлении спорных выплат.

Утверждения Шакурова Н.Х. о том, что он не являлся руководителем *** «Н***», поскольку на должность председателя названного *** он не избирался, а был принят на основании распоряжения, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены.

Правовой статус и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов определены Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 193-ФЗ управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.

Статьей 26 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что исполнительными органами кооператива являются председатель кооператива и правление кооператива. В случае, если число членов кооператива менее чем 25, уставом кооператива может быть предусмотрено избрание только председателя кооператива и его заместителя (пункт 1).

Председатель кооператива, правление кооператива избираются общим собранием членов кооператива из числа членов кооператива на срок не более чем пять лет. Председатель кооператива является членом правления кооператива и возглавляет его (пункт 2).

Председатель кооператива без доверенности действует на основании решений общего собрания членов кооператива, наблюдательного совета кооператива и правления кооператива по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени кооператива.

Председатель кооператива представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с уставом кооператива имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников кооператива, организует их работу, издает обязательные для исполнения членами кооператива и работниками кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива и исполняет иные не противоречащие уставу кооператива функции в интересах кооператива (пункт 3).

Из приведенных выше положений законодательства следует, что руководителем сельскохозяйственного кооператива является его председатель.

Доказательств того, что в период, когда Шакуров Н.Х. являлся председателем *** «Н***», руководителем кооператива являлось иное лицо, материалы дела не содержат.

Таким образом, поскольку *** «Н***» был признан банкротом в тот период времени, когда его председателем являлся Шакуров Н.Х., последнему Министерством было обоснованно отказано в назначении выплат, которые, как указано в Порядке № 131-П, являются видом поощрения, направлены на кадровое обеспечение сельского хозяйства и популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий.

При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Шакурова Н.Х. к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области нельзя признать законным, оно подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шакурова Н.Х. к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п. 7 постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий».

В части отказа в удовлетворении исковых требований Шакурова Н.Х. к МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района» решение суда является правильным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2019 года отменить в части удовлетворения исковых требований Шакурова Нагима Хасяновича к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шакурова Нагима Хасяновича к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п. 7 постановления Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года № 131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий», отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи