УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карабанов А.С. Дело № 33-5192/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3724/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского
района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Лукачера Александра Мойшевича следующими лекарственным
препаратом и медицинскими изделиями:
- *** в объеме 100 МЕ/мл/3 мл № 5 в количестве 0,8
упаковки по льготному рецепту от 14.02.2019 г. серии 731928 № 7004;
- *** 30G-31G 8
мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 20.09.2018 г. серия
731828 № 61133;
- *** 30G-31G 8
мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 23.10.2018 г. серия
731828 № 68901;
- *** 30G-31G 8
мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 21.12.2018 г. серия
731828 № 83530;
- *** 30G-31G 8
мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 26.03.2019 г. серия
731928 № 16881.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в
интересах Лукачера А.М., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями.
Требования обосновал тем, что Лукачер А.М., *** года
рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: ***.
Лукачеру А.М. лечащим врачом была произведена выписка льготных рецептов от
14.02.2019 на получение лекарственного
препарата *** и льготных рецептов от 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018,
26.03.2019 на ***.
Указанным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями
Лукачер А.М. до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем прокурор просил
обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лукачера
А.М. лекарственным препаратом *** по льготному рецепту от 14.02.2019 и *** по
льготным рецептам от 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены ГУЗ «Городская поликлиника №4», АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской
области просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские
показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку,
количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон
от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так
же в соответствии с приказом Минздрава
России от 14.01.2019 №4н не предусмотрена возможность выписки врачом льготных
рецептов с целью восполнения количества лекарственных препаратов по решению
суда.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны
здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными
принципами охраны здоровья в том числе является
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при
оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере
охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено,
что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что Лукачер А.М., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская больница №4»
с диагнозом: ***.
Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
В указанный перечень входят и лица, страдающие
заболеванием ***.
В соответствии с п.1
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О
некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на территории
Ульяновской области» исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на
реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным
постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет
личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и
применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии
со стандартами медицинской помощи.
В связи с имеющимся у
Лукачера А.М. заболеванием он
нуждается в приеме лекарственного препарата *** и использовании изделий
медицинского назначения ***. 14.02.2019, 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018,
26.03.2019 ему выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного
препарата и изделий медицинского назначения.
Однако по указанным рецептам истец данным лекарственным препаратом и изделием
медицинского назначения обеспечен не
был.
Данный факт ответчик
не оспаривал и доказательств обратному суду
не предоставил.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что
Лукачер А.М. имеет право на бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по
назначению врача, суд правомерно возложил на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению истца лекарственным препаратом *** по льготному рецепту от 14.02.2019 и *** по льготным рецептам от 20.09.2018,
23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску
лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения не входят в компетенцию Министерства
здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может
отвечать за необеспечение Лукачера А.М.
необходимыми ему лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения,
тем более, что Министерство обязанность по закупке препарата *** и *** выполнило,
невыдача же указанных препаратов истцу
произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и
медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского
назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в
аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того,
что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не
представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача истцу бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения
по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен
лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и
выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить Лукачеру А.М. лекарственным препаратом, изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, и не
обеспеченным аптечным учреждением, т.е.
не более того. А учитывая то, что истец
постоянно нуждается в приеме данного
препарата и использовании ***, соответственно оснований полагать, что он
будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.
Доводы ответчика в части
невозможности обеспечить истца *** по рецептам за прошлый год в связи
окончанием финансового года правового
значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: