Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 84963, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, иглами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33-5192/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3724/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лукачера Александра Мойшевича следующими лекарственным препаратом и медицинскими изделиями:

- *** в объеме 100 МЕ/мл/3 мл № 5 в количестве 0,8 упаковки по льготному рецепту от 14.02.2019 г. серии 731928 № 7004;

- *** 30G-31G 8 мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 20.09.2018 г. серия 731828 № 61133;

- *** 30G-31G 8 мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 23.10.2018 г. серия 731828 № 68901;

- *** 30G-31G 8 мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 21.12.2018 г. серия 731828 № 83530;

- *** 30G-31G 8 мм № 100 в количестве 0,2 упаковки по рецепту от 26.03.2019 г. серия 731928 № 16881.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Лукачера А.М., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Требования обосновал тем, что Лукачер А.М., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: ***. Лукачеру А.М. лечащим врачом была произведена выписка льготных рецептов от 14.02.2019  на получение лекарственного препарата *** и льготных рецептов от 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019  на ***.

Указанным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями Лукачер А.М. до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лукачера А.М. лекарственным препаратом *** по льготному рецепту от 14.02.2019 и *** по льготным рецептам от 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ГУЗ «Городская поликлиника №4», АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так же  в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения количества лекарственных препаратов по решению суда.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Лукачер А.М., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская больница №4» с диагнозом: ***.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В указанный перечень входят и лица, страдающие заболеванием ***.

В соответствии с п.1  Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства  Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными  средствами и изделиями  медицинского назначения на территории Ульяновской области» исполнительным  органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами бесплатно  и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у  Лукачера А.М.  заболеванием он нуждается в приеме лекарственного препарата *** и использовании изделий медицинского назначения ***. 14.02.2019, 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019 ему выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата и изделий медицинского назначения. 

Однако по указанным рецептам истец  данным лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения  обеспечен не был.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратному суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Лукачер А.М.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственным препаратом  *** по льготному рецепту от 14.02.2019  и *** по льготным рецептам от 20.09.2018, 23.10.2018, 21.12.2018, 26.03.2019.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения  не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Лукачера А.М. необходимыми ему лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке препарата *** и *** выполнило, невыдача же указанных  препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача истцу бесплатно лекарственных  препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Лукачеру А.М. лекарственным препаратом,  изделиями медицинского назначения  только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме данного  препарата и использовании ***, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Доводы ответчика в части  невозможности обеспечить истца *** по рецептам за прошлый год в связи окончанием финансового года  правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: