Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 12.11.2019, опубликован на сайте 03.12.2019 под номером 84589, 2-я гражданская, об обеспечении своевременного оформления рецептов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                           Дело № 33-4508/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     12 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1414/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора  Ульяновского  района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения   Ульяновской области обеспечить    Нуждову Антонину Прокофьевну, *** года рождения лекарственными препаратами:    *** в количестве 3 единиц по рецепту от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7489.;    *** в количестве 1 единицы по рецепту от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7496; *** в количестве 3 единиц по  рецепту от 31.05.2019 г. серии 731972 № 9468. 

В удовлетворении  исковых требований прокурора  Ульяновского района   Ульяновской области в интересах  Нуждовой Антонины Павловны  к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению  своевременного оформления рецептов на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах Нуждовой А.П.  обратился в суд с иском к государственному учреждению «Ульяновская  районная больница» (далее по тексту – ГУЗ «Ульяновская районная больница»),   Министерству здравоохранения   Ульяновской области   о  возложении обязанностей по обеспечению  своевременного оформления рецептов на лекарственные средства  в соответствии с медицинскими показаниями, обеспечению лекарственными препаратами.

Требования обосновал тем, что Нуждова А.П., *** года рождения, признана инвалидом *** гр. бессрочно, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница». Она неоднократно обращалась в указанное медицинское учреждение  за выпиской рецептурных назначений на лекарственные препараты для получения их бесплатно.

Так, 30.04.2019 г. Нуждовой А.П.  сделано назначение и выдан рецепт серии 731972 № 7489 на получение  изделия медицинского назначения – *** в количестве 3 единиц.

Кроме того, 30.04.2019 г. сделано назначение и выдан рецепт от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7496 для получения лекарственного препарата *** в количестве 1 единицы.

31.05.2019 г. Нуждовой А.П.  сделано назначение и выдан рецепт от 31.05.2019 г. серии 731972 № 9468 для получения лекарственного *** в количестве 3 единиц.

Однако данные лекарственные препараты Нуждова А.П. не получила.

Согласно действующему законодательству вышеуказанные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения   входят в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению, при амбулаторном лечении которых медицинские изделия и лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Между тем, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче медицинского препарата и медицинских изделий в соответствии с выписанными рецептами лечащего врача    Нуждовой А.П. отказали по причине его отсутствия в наличии.

Таким образом, гарантированное законом право   Нуждовой А.П. на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков.

Просил  обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов  Нуждовой А.П.  на лекарственные средства, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить Нуждову А.П. лекарственными препаратами  -  *** в количестве 3 единиц по рецепту серии 731972 № 7489;    *** в количестве 1 единицы по рецепту от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7496;    *** в количестве 3 единиц по рецепту от 31.05.2019 г. серии 731972 № 9468. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так же  в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения количества лекарственных препаратов по решению суда.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Нуждова А.П. *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию. 

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Лечащим врачом Нуждовой А.П. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: от 30.04.2019 - *** в количестве 3 единиц; 30.04.2019 -  *** в количестве 1 единицы; 31.05.2019 - *** в количестве 3 единиц.

Однако указанными лекарственными средствами Нуждова А.П. по рецептам от 30.04.2019 и 31.05.2019 до настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о получении  истицей лекарственных препаратов, и не оспаривается представителем ответчика.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить Нуждову  А.П.  лекарственными средствами: *** в количестве 3 единиц по рецепту от 30.04.2019;   *** в количестве 1 единицы по рецепту от 30.04.2019;  *** в количестве 3 единиц по рецепту от 31.05.2019.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение Нуждовой А.П. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами: ***,  *** было полным и невыдача указанных лекарств  Нуждовой А.П.  по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами: ***,  *** носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанными препаратами по рецептам от 30.04.2019 и 31.05.2019    в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Нуждовой А.П. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ульяновского  района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: