УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лёшина И.В. Дело № 33-4508/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1414/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2019 года,
по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Ульяновского района Ульяновской
области удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Нуждову Антонину Прокофьевну, *** года
рождения лекарственными препаратами: ***
в количестве 3 единиц по рецепту от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7489.; *** в количестве 1 единицы по рецепту от
30.04.2019 г. серии 731972 № 7496; *** в количестве 3 единиц по рецепту от 31.05.2019 г. серии 731972 № 9468.
В удовлетворении
исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Нуждовой Антонины Павловны к государственному учреждению здравоохранения
«Ульяновская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению своевременного оформления рецептов на
лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах
Нуждовой А.П. обратился в суд с иском к
государственному учреждению «Ульяновская
районная больница» (далее по тексту – ГУЗ «Ульяновская районная
больница»), Министерству
здравоохранения Ульяновской
области о возложении обязанностей по обеспечению своевременного оформления рецептов на
лекарственные средства в соответствии с
медицинскими показаниями, обеспечению лекарственными препаратами.
Требования обосновал тем, что Нуждова А.П., *** года
рождения, признана инвалидом *** гр. бессрочно, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская
районная больница». Она неоднократно обращалась в указанное медицинское
учреждение за выпиской рецептурных
назначений на лекарственные препараты для получения их бесплатно.
Так, 30.04.2019 г. Нуждовой А.П. сделано назначение и выдан рецепт серии
731972 № 7489 на получение изделия
медицинского назначения – *** в количестве 3 единиц.
Кроме того, 30.04.2019 г. сделано назначение и выдан рецепт
от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7496 для получения лекарственного препарата ***
в количестве 1 единицы.
31.05.2019 г. Нуждовой А.П.
сделано назначение и выдан рецепт от 31.05.2019 г. серии 731972 № 9468
для получения лекарственного *** в количестве 3 единиц.
Однако данные лекарственные препараты Нуждова А.П. не
получила.
Согласно действующему
законодательству вышеуказанные лекарственные препараты и изделия медицинского
назначения входят в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению, при
амбулаторном лечении которых медицинские
изделия и лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей
бесплатно.
Между тем, в аптечном
пункте АО «УльяновскФармация» в
выдаче медицинского препарата и медицинских изделий в соответствии с выписанными рецептами лечащего врача
Нуждовой А.П. отказали по причине его отсутствия в наличии.
Таким образом, гарантированное законом право Нуждовой А.П. на льготное лекарственное
обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков.
Просил обязать ГУЗ
«Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление
рецептов Нуждовой А.П. на лекарственные средства, обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Нуждову А.П. лекарственными
препаратами - *** в количестве 3 единиц по рецепту серии
731972 № 7489; *** в количестве 1
единицы по рецепту от 30.04.2019 г. серии 731972 № 7496; *** в количестве 3 единиц по рецепту от
31.05.2019 г. серии 731972 № 9468.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские
показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться
другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить
дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не
обязывает. Так же в соответствии с
приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н не предусмотрена возможность
выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения количества лекарственных
препаратов по решению суда.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии
ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый
имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ
человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод
человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -
Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской
помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере
охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Таким образом,
бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном
лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам
врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что Нуждова А.П. *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему
заболеванию.
В соответствии со ст.ст.
6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В соответствии с Порядком
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения
лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и
выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером,
акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка
предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за
предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов,
утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка
отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития
России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными
учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением
лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и
приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими
нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан-инвалидов лекарственными
препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение
производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет
нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Лечащим врачом Нуждовой А.П. были выписаны рецепты на
бесплатное получение лекарственных препаратов: от 30.04.2019 - *** в количестве
3 единиц; 30.04.2019 - *** в количестве
1 единицы; 31.05.2019 - *** в количестве 3 единиц.
Однако указанными лекарственными средствами Нуждова А.П. по
рецептам от 30.04.2019 и 31.05.2019 до настоящего времени не обеспечена, что
подтверждено представленным отчетом о получении
истицей лекарственных препаратов, и не оспаривается представителем
ответчика.
Постановлением Правительства РФ №
890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из вышеприведенных норм действующего
законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти
субъектов РФ в лице уполномоченных органов.
На данные органы возложена и обязанность контролировать
наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского
назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а
также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует
обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами
лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение
граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной
услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального
закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»,
лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями,
а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, дав верную правовую оценку представленным
доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных
прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанность обеспечить Нуждову
А.П. лекарственными средствами: ***
в количестве 3 единиц по рецепту от 30.04.2019; *** в количестве 1 единицы по рецепту от
30.04.2019; *** в количестве 3 единиц по
рецепту от 31.05.2019.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство
предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том
числе и инвалидов, заключив контракт, соответственно со стороны ответчика
отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение Нуждовой А.П.
указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация»
несостоятельны.
Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство
здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по указанному
им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов,
лекарственными препаратами: ***, ***
было полным и невыдача указанных лекарств
Нуждовой А.П. по предъявленным ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск
Фармация».
Поскольку
необходимость обеспечения
инвалида лекарственными препаратами: ***, *** носит постоянный характер, соответственно обеспечение его указанными препаратами по рецептам от
30.04.2019 и 31.05.2019 в текущем
году не приведет к тому, что истица будет ими обеспечена свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы
апелляционной жалобы в части того, что
обеспечение Нуждовой А.П. лекарственными
препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по
существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у
судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении
заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных
законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения
Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: