УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И. Дело № 33-3945/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
8 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2534\19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019
года, по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Засвияжского района
г.Ульяновска, в интересах Евстифеевой Тамары Ивановны, удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области,
выразившееся в необеспечении Евстифеевой Тамары Ивановны лекарственными
препаратами *** по рецепту лечащего врача от 22.04.2019, *** по рецептам
лечащего врача от 27.02.2019 и от 22.04.2019.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Тамару
Ивановну лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту от
27.02.2019.
В
удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение в
части обязания Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Тамару Ивановну
лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту от 27.02.2019 привести к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко
Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска,
действующий в интересах Евстифеевой Т.И., обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным
бездействия, обязании обеспечить лекарственными средствами по рецептам лечащего
врача.
Требования обоснованы тем, что
Евстифеева Т.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно,
наблюдается лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 4» и по медицинским
показаниям нуждается в применении лекарственных препаратов ***, на которые ей
лечащим врачом были выписаны рецепты: 27.02.2019, 22.04.2019, но до настоящего
времени указанные рецепты не обеспечены аптечным учреждением.
Поскольку инвалиды относятся к
одной из наименее защищенных категорий граждан, в соответствии со ст.45 ГПК РФ
прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения
Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Евстифеевой Т.И.
лекарственными препаратами: *** по рецепту лечащего врача от 22.04.2019, *** по
рецептам лечащего врача от 27.02.2019, 22.04.2019, обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Т.И. указанными
лекарственными препаратами.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены АО «УльяновскФармация» и ГУЗ «Городская поликлиника №4».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения
лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется
лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и
сопутствующего заболеваний, только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно,
обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному
решению.
Отмечает, что согласно сведениям Региональной медицинской
информационной системы по выписанным льготным рецептам от 22.04.2019 на
лекарственный препарат *** и *** Евстифеева Т.И. была обслужена, дальнейшее
обеспечение истицы лекарственным препаратом *** Министерством
осуществляется.
Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок
действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные
препараты.
Так же отмечает, что лекарственные препараты и медицинские
изделия имеют срок годности, в связи с чем не подлежат запасам впрок
При этом медицинские показания истца могут изменяться, и
она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.
Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать
рецепты на лекарственные препараты впрок.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны
здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что
основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и
качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской
помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено,
что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что Евстифеева Т.И., *** года рождения,
является инвалидом *** группы и
наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника
№4» с диагнозом: ***.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от
17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона,
набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная
бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными
средствами по рецептам врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание
квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной
помощи.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет
личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и
применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии
со стандартами медицинской помощи.
В связи с имеющимся у Евстифеевой Т.И. заболеванием лечащим врачом были выписаны
рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: от 22.04.2019 - *** ;
27.02.2019 и 22.04.2019 - ***, согласно
медицинским показаниям.
Однако по указанным рецептам истица данными лекарственными препаратами своевременно
обеспечена не была.
Данный факт ответчик
не оспаривал и доказательств обратного суду
не предоставил.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой
инстанции истица была обеспечена лекарственными препаратами: ***
по рецептам от 22.04.2019.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание,
что Евстифеева Т.И. имеет право на бесплатное обеспечение
лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно признал
незаконным бездействие ответчика по необеспечению Евстифеевой Т.И.
лекарственными препаратами: *** по рецепту от 22.04.2019; *** по
рецептам от 27.02.2019 и 22.04.2019, возложив на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению истицы лекарственным препаратом *** по рецепту от 27.02.2019.
В удовлетворении исковых требвоаний прокурора в части
обязания обеспечить Евстифееву Т.И. лекарственными препаратами: *** по рецептам
от 22.04.2019 суд правомерно отказал, поскольку
по указанным рецептам данные лекарственные препараты истицей были
получены.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску
лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения
Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение Евстифеевой Т.И. необходимыми ей
лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке
препаратов: *** выполнило, невыдача препарата
*** истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не
состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории
граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем
проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того,
что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не
представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача
Евстифеевой Т.И. бесплатно лекарственного препарата по льготному рецепту от 27.02.2019
произошла по вине АО «УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена
лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и
выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить истицу лекарственным препаратом только по выписанному врачом
рецепту, и не обеспеченному аптечным учреждением, т.е. не более того. А учитывая то, что истица постоянно нуждается в приеме
данного препарата, соответственно
оснований полагать, что она будет обеспечена им сверх установленной нормы, не
имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: