Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 83861, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                           Дело № 33-3945/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2534\19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, в интересах Евстифеевой Тамары Ивановны, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Евстифеевой Тамары Ивановны лекарственными препаратами *** по рецепту лечащего врача от 22.04.2019, *** по рецептам лечащего врача от 27.02.2019 и от 22.04.2019.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Тамару Ивановну лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту от 27.02.2019. 

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение в части обязания  Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Тамару Ивановну лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту от 27.02.2019  привести к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор  Засвияжского района города Ульяновска, действующий в интересах Евстифеевой Т.И., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить лекарственными средствами по рецептам лечащего врача.

Требования обоснованы тем, что Евстифеева Т.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно, наблюдается лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 4» и по медицинским показаниям нуждается в применении лекарственных препаратов ***, на которые ей лечащим врачом были выписаны рецепты: 27.02.2019, 22.04.2019, но до настоящего времени указанные рецепты не обеспечены аптечным учреждением. 

Поскольку инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Евстифеевой Т.И. лекарственными препаратами: *** по рецепту лечащего врача от 22.04.2019, *** по рецептам лечащего врача от 27.02.2019,  22.04.2019, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Евстифееву Т.И. указанными лекарственными препаратами.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» и ГУЗ «Городская поликлиника №4».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019  № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Отмечает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы по выписанным льготным рецептам от 22.04.2019 на лекарственный препарат *** и *** Евстифеева Т.И. была обслужена, дальнейшее обеспечение истицы лекарственным препаратом *** Министерством осуществляется. 

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

Так же отмечает, что лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности, в связи с чем не подлежат запасам впрок

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты  впрок. 

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Евстифеева Т.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы и  наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника  №4» с диагнозом: ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у  Евстифеевой Т.И.  заболеванием лечащим врачом были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: от 22.04.2019 - *** ; 27.02.2019 и 22.04.2019 -  ***, согласно медицинским показаниям.

Однако по указанным рецептам истица  данными лекарственными препаратами своевременно обеспечена не была.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции  истица  была обеспечена лекарственными препаратами: *** по рецептам от 22.04.2019.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Евстифеева Т.И.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно признал незаконным бездействие ответчика по необеспечению Евстифеевой Т.И. лекарственными препаратами: *** по рецепту от 22.04.2019;   *** по рецептам от 27.02.2019 и 22.04.2019,    возложив на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  лекарственным препаратом ***  по рецепту от 27.02.2019.

В удовлетворении исковых требвоаний прокурора в части обязания обеспечить Евстифееву Т.И. лекарственными препаратами: *** по рецептам от 22.04.2019 суд правомерно отказал, поскольку  по указанным рецептам данные лекарственные препараты истицей были получены.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Евстифеевой Т.И. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов:  *** выполнило, невыдача препарата *** истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Евстифеевой Т.И. бесплатно лекарственного  препарата по льготному рецепту от 27.02.2019 произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истицу лекарственным препаратом только по выписанному врачом рецепту, и не обеспеченному аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме данного  препарата, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена им сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: