Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 23.09.2019 под номером 83392, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Евдокимова И.В.                                                             Дело № 33-3541/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Татьяну Евгеньевну, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в дозе 1 млн. ЕД на основании решения врачебной комиссии поликлиники №1 ФГУЗ КБ №172 ФМБА России  от 19 декабря 2018 года  №1846 в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда  Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области,  Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой города Димитровграда, в связи с поступившим обращением Мастрюковой Т.Е. проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство), Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства.

Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является неработающим инвалидом *** группы, в связи с чем, имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно протокола врачебной комиссии поликлиники для взрослых ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России от 19.12.2018 №1846 в соответствии с клиническими рекомендациями Мастрюкова Т.Е. нуждается  в приеме лекарственного препарата ***, разовая доза 1 млн. ЕД, суточная доза 2 млн. ЕД. При обращении к ответчикам Мастюковой Т.Е. было отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом, в связи с тем, что *** натрия не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и в перечень льготных лекарственных препаратов для медицинского применения. Считает, что не обеспечение истицы назначенным ей лекарственным препаратом свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Ответчиком в лице Министерства, как уполномоченным органом исполнительной власти, не принимались и не принимаются какие-либо меры по бесплатному обеспечению Мастрюковой Т.Е. препаратом ***;  не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение истицы, данным лекарственным препаратом. Полагает, что не включение данного препарата в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год на территории РФ не может являться основанием для отказа в его обеспечении, поскольку ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает использование иных лекарственных препаратов  помимо тех, которые включены в стандарт. Кроме того, препарат *** включен в Государственный реестр лекарственных средств, имеет номер регистрационного удостоверения ***, дата регистрации 31.08.2010. При таком положении, учитывая, что препарат ***, является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для лечения Мастрюковой Т.Е. он должен быть предоставлен истице бесплатно по медицинским показаниям, иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении мер социальной поддержки и конституционного права Мастрюковой Т.Е., предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации.

По уточненным в ходе рассмотрения дела требованиям прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственным препаратом *** в дозе 1 млн. ЕД  на  основании  решения  врачебной комиссии поликлиники №1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от  19 декабря 2018 года №1846 в соответствии с медицинскими показаниями. Решение суда в части понуждения к обеспечению Мастрюковой Т.Е.  лекарственным препаратом привести в немедленное исполнение в связи с тем, что  длительное отсутствие терапии указанным препаратом может повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу жизни истицы, поскольку лекарственный препарат необходим по жизненным показаниям.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истицы спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечает, что лекарственный препарат *** не входит в список лекарств, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения, соответственно он Министерством не был закуплен. При этом медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу Мастрюкова Т.Е. просит оставить жалобу  без удовлетворения.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является инвалидом *** группы инвалид с детства (л.д. 13), наблюдается в поликлинике для взрослых №1 ФГУЗ КБ №172 ФМБА России с диагнозом: ***, в связи с чем  имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Исходя из тяжести состояния здоровья Мастрюковой Т.Е. по итогам ее осмотра главным специалистом *** Министерства здравоохранения Ульяновской области, семьи и социального благополучия Г*** И.А. от 27.09.2018 указано на проведение Мастрюковой Т.Е. курса *** терапии, в числе других медицинских препаратов – с применением медицинского препарата *** 1 млн. ЕД 2 раза в сутки через ***  до 20-28 дней; в дальнейшем рекомендовано заменить лекарственный препарат  *** на  *** 1 млн. ЕД х2 раза в сутки с интервалом  в 12 часов курсами 28 дней 4 курса в год (л.д. 16).

Кроме того, по итогам заседания врачебной комиссии Поликлиники для взрослых №1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 19.12.2018 № 1846 принято решение о нуждаемости Мастрюковой Т.Е. в применении лекарственного препарата *** и о подаче ходатайства в Министерство здравоохранения Ульяновской области об индивидуальном обеспечении пациентки лекарственным препаратом *** разовой дозой 1 млн. ЕД. (1 порошок), суточной дозой 2 млн. ЕД., количеством препарата на курс – 56 порошков, на год – 224 порошка/2,2 упаковки.

Указанное решение принято с учетом тяжести состояния  больной, исходя из ряда поставленных диагнозов тяжелых заболеваний, и основано на неоднократном возникновении нежелательных реакций на различные лекарственные препараты (л.д.11-12).

При обращении в Министерство истице было отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом, в связи с тем, что *** (Колистин)!% не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и в перечень льготных лекарственных препаратов для медицинского применения.

Полагая, что ответчиками нарушено право Мастрюковой Т.Е. на льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ)  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (п. 10).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1605н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при *** (далее - Стандарт), распространяющийся в том числе на поставленный Мастрюковой Т.Е. диагноз ***. В предусмотренный Стандартом перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, включен препарат *** об обеспечении которым просит прокурор в интересах Мастрюковой Т.Е.

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, неработающие инвалиды *** группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (статьи 6.1 и 6.2).

Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что истице по жизненным показаниям, учитывая тяжесть ее состояния,  заключением врачебной комиссии рекомендован прием лекарственного препарата ***.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Мастрюковой Т.Е. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от действий по обеспечению ее требуемым лекарственным препаратом.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

На Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены  обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Мастрюкова Т.Е.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истицы в тех или иных лекарственных препаратах. 

Нуждаемость Мастрюковой Т.Е. в лекарственном препарате установлена не обжалуемым решением суда, а заключением врачебной комиссии и главным специалистом-пульмонологом Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении суда правильное наименование ответчика Министерство здравоохранения Ульяновской области.

 

Председательствующий                                                   

 

Судьи: