УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Евдокимова И.В. Дело
№ 33-3541/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 сентября 2019
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
Председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского
суда Ульяновской области от 20 мая 2019 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.
Димитровграда Ульяновской области в
интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Мастрюкову
Татьяну Евгеньевну, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в дозе 1
млн. ЕД на основании решения врачебной комиссии поликлиники №1 ФГУЗ КБ №172
ФМБА России от 19 декабря 2018 года №1846 в соответствии с медицинскими
показаниями.
Решение обратить к
немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи
Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Димитровграда
Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству
здравоохранения Ульяновской области,
Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения
«Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о
понуждении к обеспечению лекарственным препаратом.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой города
Димитровграда, в связи с поступившим обращением Мастрюковой Т.Е. проведена
проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее –
Министерство), Федеральным государственным бюджетным учреждением
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) законодательства о льготном
лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для
прокурорского вмешательства.
Мастрюкова Т.Е., *** года
рождения, является неработающим инвалидом *** группы, в связи с чем, имеет
право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно протокола
врачебной комиссии поликлиники для взрослых ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России от
19.12.2018 №1846 в соответствии с клиническими рекомендациями Мастрюкова Т.Е.
нуждается в приеме лекарственного
препарата ***, разовая доза 1 млн. ЕД, суточная доза 2 млн. ЕД. При обращении к
ответчикам Мастюковой Т.Е. было отказано в обеспечении указанным лекарственным
препаратом, в связи с тем, что *** натрия не входит в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и
в перечень льготных лекарственных препаратов для медицинского применения.
Считает, что не обеспечение истицы назначенным ей лекарственным препаратом
свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей ФЗ «О
государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение
лекарственными средствами. Ответчиком в лице Министерства, как уполномоченным
органом исполнительной власти, не принимались и не принимаются какие-либо меры
по бесплатному обеспечению Мастрюковой Т.Е. препаратом ***; не принятие соответствующих мер ставит под
угрозу ее жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика
обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное
обеспечение истицы, данным лекарственным препаратом. Полагает, что не включение
данного препарата в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов на 2019 год на территории РФ не может являться основанием для отказа
в его обеспечении, поскольку ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» допускает использование иных
лекарственных препаратов помимо тех,
которые включены в стандарт. Кроме того, препарат *** включен в Государственный
реестр лекарственных средств, имеет номер регистрационного удостоверения ***,
дата регистрации 31.08.2010. При таком положении, учитывая, что препарат ***,
является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для лечения
Мастрюковой Т.Е. он должен быть предоставлен истице бесплатно по медицинским
показаниям, иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении
мер социальной поддержки и конституционного права Мастрюковой Т.Е., предусмотренного
статьей 39 Конституции Российской
Федерации.
По уточненным в ходе
рассмотрения дела требованиям прокурор просил суд обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственным
препаратом *** в дозе 1 млн. ЕД на
основании решения врачебной комиссии поликлиники №1 ФГБУЗ КБ
№172 ФМБА России от 19 декабря 2018 года
№1846 в соответствии с медицинскими показаниями. Решение суда в части
понуждения к обеспечению Мастрюковой Т.Е.
лекарственным препаратом
привести в немедленное исполнение в связи с тем, что длительное отсутствие терапии указанным
препаратом может повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу
жизни истицы, поскольку лекарственный препарат необходим по жизненным
показаниям.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было
привлечено АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев заявленные
требования, суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что
назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом
Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н
«Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а
также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из
тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты
являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом,
следовательно, обеспечение истицы спорными лекарственными препаратами должно
производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по
судебному решению. Отмечает, что лекарственный препарат *** не входит в список
лекарств, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения,
соответственно он Министерством не был закуплен. При этом медицинские показания
истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами.
В возражениях на апелляционную жалобу Мастрюкова Т.Е. просит
оставить жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является инвалидом *** группы инвалид с
детства (л.д. 13), наблюдается в поликлинике для взрослых №1 ФГУЗ КБ №172 ФМБА
России с диагнозом: ***, в связи с чем имеет
право на льготы в части лекарственного обеспечения.
Исходя из тяжести состояния здоровья Мастрюковой Т.Е. по
итогам ее осмотра главным специалистом *** Министерства здравоохранения
Ульяновской области, семьи и социального благополучия Г*** И.А. от 27.09.2018
указано на проведение Мастрюковой Т.Е. курса *** терапии, в числе других
медицинских препаратов – с применением медицинского препарата *** 1 млн. ЕД 2
раза в сутки через *** до 20-28 дней; в
дальнейшем рекомендовано заменить лекарственный препарат *** на
*** 1 млн. ЕД х2 раза в сутки с интервалом в 12 часов курсами 28 дней 4 курса в год
(л.д. 16).
Кроме того, по итогам заседания врачебной комиссии
Поликлиники для взрослых №1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 19.12.2018 № 1846
принято решение о нуждаемости Мастрюковой Т.Е. в применении лекарственного
препарата *** и о подаче ходатайства в Министерство здравоохранения Ульяновской
области об индивидуальном обеспечении пациентки лекарственным препаратом ***
разовой дозой 1 млн. ЕД. (1 порошок), суточной дозой 2 млн. ЕД., количеством
препарата на курс – 56 порошков, на год – 224 порошка/2,2 упаковки.
Указанное решение принято с учетом тяжести состояния больной, исходя из ряда поставленных
диагнозов тяжелых заболеваний, и основано на неоднократном возникновении
нежелательных реакций на различные лекарственные препараты (л.д.11-12).
При обращении в Министерство истице было отказано в
обеспечении указанным лекарственным препаратом, в связи с тем, что ***
(Колистин)!% не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов для медицинского применения и в перечень льготных
лекарственных препаратов для медицинского применения.
Полагая, что ответчиками нарушено право Мастрюковой Т.Е. на
льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено
право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от
21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны
здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья
(п. 1); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих
редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного
Федерального закона (п. 10).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона №
323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории
Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов
медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках
клинической апробации (часть 1).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с
номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты
предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на
территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних
доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и
фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической
классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2
части 4 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 28 декабря 2012 года № 1605н утвержден Стандарт специализированной
медицинской помощи при *** (далее - Стандарт), распространяющийся в том числе
на поставленный Мастрюковой Т.Е. диагноз ***. В
предусмотренный Стандартом перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации,
включен препарат *** об обеспечении которым просит прокурор в интересах
Мастрюковой Т.Е.
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального
закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и
территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов,
включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том
числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям
в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона №
323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе
категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется
бесплатно.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской
помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей
половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения
Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7
статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19
декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017
год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в
установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.
Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным
категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения
необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О
государственной социальной помощи». За счет бюджетных ассигнований бюджетов
субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан
зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации
лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных
в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан
или их инвалидности.
Согласно Перечню групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890,
неработающие инвалиды *** группы обеспечиваются всеми лекарственными
средствами.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг,
в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов (статьи 6.1 и 6.2).
Стандарт медицинской помощи является основным
ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться
при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия
медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям)
и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных
препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ
определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях
совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в
наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и
профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления
оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических
мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения
назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении
лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей
человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным
медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и
вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии
медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года №
502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в
том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии
медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным
показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по
торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных
препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в
исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Материалами дела подтверждено, что истице по жизненным
показаниям, учитывая тяжесть ее состояния,
заключением врачебной комиссии рекомендован прием лекарственного
препарата ***.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к
выводу о том, что Мастрюковой Т.Е. были предприняты необходимые меры к
соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного
лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако Министерство
здравоохранения Ульяновской области уклонилось от действий по обеспечению ее
требуемым лекарственным препаратом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального
закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организации
обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На Министерство здравоохранения Ульяновской области
возложены обязанности по надлежащей
реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами
и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу
которых относится Мастрюкова Т.Е.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о
назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом,
поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае
судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него
законом обязанностей, а не о нуждаемости истицы в тех или иных лекарственных
препаратах.
Нуждаемость Мастрюковой Т.Е. в лекарственном препарате
установлена не обжалуемым решением суда, а заключением врачебной комиссии и
главным специалистом-пульмонологом Министерства здравоохранения Ульяновской
области.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 20 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать
в решении суда правильное наименование ответчика Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: