Судебный акт
Оспаривание предписания ГИТ
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 10.09.2019 под номером 82935, 2-я гражданская, об оспаривании предписания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                         Дело № 33а-3559/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск  Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз»     – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание  Государственной  инспекции труда в Ульяновской области   от   11.04.2019    №73/12-2435-19-И.

Взыскать с Государственной  инспекции труда в Ульяновской области   в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз»      расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя ООО «Ульяновскцентргаз» Яшиной А.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

ООО «Ульяновскцентргаз» обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции  труда в Ульяновской области  о признании  незаконным и отмене  предписания.

Заявление мотивировано тем, что в адрес ООО «Ульяновскцентргаз» государственным инспектором труда  государственной инспекции труда в Ульяновской области   вынесено предписание   за №73/12-2435 -19-И  от 11.04.2019 об оплате сверхурочной работы  ***.  за период с 01.09.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018***. за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, ***. за период с  01.01.2017 по 31.12.2017.

При вынесении вышеуказанного предписания государственный  инспектор  труда  не учел фактические обстоятельства дела, а именно то, что    пропущены сроки для судебной защиты  прав работников, предусмотренные ст. 392 Трудового  кодекса РФ. Кроме того, оплата труда  произведена работникам в полном объеме и   оснований для начисления и оплаты работы за сверхурочное время  не имеется.

В связи с этим ООО «Ульяновскцентргаз» просило признать незаконным и отменить предписание  Государственной инспекции труда в Ульяновской области  от 11.04.2019  №73/12-2435-19-И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда в Ульяновской области прост об отмене решения суда, полагая, что при его принятии были неверно применены нормы действующего законодательства. Не согласна с выводом суда о том, что, вынося предписание, Государственная инспекция труда в Ульяновской области вмешалась в рассмотрение индивидуального трудового спора.

Выдача предписаний по результатам проверок входит в компетенцию Государственной инспекции руда.  Указывает на то, что отсутствие оплаты сверхурочного времени работы, является четким нарушением трудового законодательства РФ, по которому инспектор в рамках своей компетенции обязан был выдать предписание. Действия инспекции считают законными. Просит решение отменить, принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Ульяновскцентргаз» просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание участники процесса, за исключением представителя ООО «Ульяновскцентргаз», не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. 

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что Государственным инспектором труда проведена проверка о соблюдении трудового законодательства в ООО «Ульяновскцентргаз». По результатам проверки установлены нарушения трудового  законодательства,  которые зафиксированы в  акте проверки от   11.04.2019.  

Государственный инспектор труда установил нарушение прав работников ***., ***.,  ***., которое выразилось в отсутствии оплаты сверхурочной   работы данным работникам Общества. 

В адрес   ООО «Ульяновскцентргаз» государственным инспектором  11.04.2019  вынесено предписание   №73/12-2435-19-И, согласно которому  Обществу  предписано в срок до    10.05.2019  произвести оплату  сверхурочной работы ***  за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 , с 01.01.2018  по 31.12.201 ,  *** за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018  по 31.12.2018 , *** за период с  01.01.2017  по 31.12.2017.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности данного предписания.

В соответствии с аб. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спор по оплате работникам общества - ***., ***.,  ***  сверхурочной работы в соответствии со ст. ст. 22, 133.1, 149 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.

В связи с этим предписание Государственной инспекцией труда вынесено по вопросу, не относящемуся к её компетенции. 

Принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: