УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьева Н.В. Дело № 33-3114/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В. ,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2019
года, по которому постановлено:
иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в
интересах несовершеннолетней Б*** С*** А*** удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие ГУЗ «Кузоватовская районная больница», выразившееся в
несвоевременном представлении рецепта на получение жизненно необходимого
лекарственного препарата *** ребенку-инвалиду Б*** С*** А*** и бездействие
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, выразившееся в необеспечении Б*** С*** А*** лекарственным
препаратом ***.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области
обеспечить Б*** С*** А***, *** года рождения, лекарственным препаратом «*** в
соответствии с назначением врача по рецептам от 26.03.2019 № 2871 и от 19.04.2019 № 3759.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился
в суд с иском в интересах несовершеннолетней Б*** С.А. к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению
здравоохранения «Кузоватовская районная больница» (далее – ГУЗ «Кузоватовская
РБ») о признании незаконным бездействия по не обеспечению лекарственным препаратом и возложении
обязанности обеспечить ребенка - инвалида лекарственным препаратом. Требования
обосновал тем, что Б*** С.А. наблюдается в ГУЗ «Кузоватовская РБ» с ноября 2012
года с диагнозом: ***. С 2004 года является ребенком-инвалидом. На основании
рекомендаций консилиума врачей научно-исследовательского клинического института
педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева
от 14.11.2018 № 214/3 рекомендовано лечение препаратом *** по жизненным показаниям длительно, постоянно
в течение одного года в дозе 12,5 мг в сутки.
До настоящего времени истица необходимыми лекарственными препаратами не
обеспечена. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Б*** С.А., лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением
врача по рецептам от 26.03.2019 № 2871 и
от 19.04.2019 № 3759.
Определением суда к
участию в деле в качестве соистца была привлечена Бранчугова О.А.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что право
на льготы в части лекарственного обеспечения в виде получения лекарственных
препаратов, а не денежной компенсации,
Б*** С.А. восстановила с 04.03.2019. Назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести
и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно,
обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному
решению. Дополняет, что согласно региональной медицинской информационной
системы рецепты на лекарственный препарат *** истице выписываются её лечащим
врачом с момента восстановления её права на получение лекарства в натуральной
форме. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия,
по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.
При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет
обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Дополняет, что увеличить
дозировку и выписывать спорное лекарство истице впрок федеральный закон от
21.11.2011 №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Б*** С.А., *** года
рождения, является ребенком - инвалидом, инвалидность ей установлена с 2004
года и подтверждена в 2013 году, наблюдается в ГУЗ "Кузоватовская РБ» с
ноября 2012 года с диагнозом: ***.
На основании рекомендаций консилиума врачей
научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика
Ю.Е.Вельтищева от 14.11.2018 № 214/3 рекомендовано лечение препаратами *** по жизненным показаниям длительно, постоянно
в течении 1 года. в дозе 12,5 мг. в сутки.
Лечащим врачом ГУЗ «Кузоватовская РБ» Б*** С.А. были
выписаны два рецепта от 26.03.2019 №
2871 и от 19.04.2019 № 3759, однако, до настоящего времени истица спорными
лекарственными препаратами не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор
Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным
иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах несовершеннолетней Б*** С.А., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В
силу п. 9 ст. 6.1
и подп. 1 п. 1
ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных
услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе
предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи
по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Перечень
лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов,
назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов формируются Правительством РФ (ч. 2 ст. 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В
соответствии со статьей 6.3
Федерального закона «О государственной социальной помощи» приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок
предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1
Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных
препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную
помощь.
Согласно
пункту 2.3
Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по
установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения
и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных
препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического
учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов,
утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Перечнем
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от
30.07.1994 № 890, предусмотрено предоставление всех лекарственных средств
детям-инвалидам.
В соответствии с Положением о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области (ранее – Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области), утвержденным
постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П,
Министерство является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области
государственной политики в сфере охраны здоровья.
Согласно п.2.1 Положения Министерство в сфере управления
здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия:
реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными предусмотренным постановлением
Правительства средствами и изделиями медицинского назначения»;
организует обеспечение
граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного
питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и
хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации;
На основании изложенного
полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан
лекарственными препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде
всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области).
Суд установил, что в марте и апреле Б*** С.А. в
установленном порядке были получены рецепты, по которым в установленный срок
она не смогла получить лекарственный препарат, в связи с чем обоснованно
удовлетворил заявленные требования прокурора о возложении на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Б*** С.А. необходимыми ей препаратами.
Довод Министерства об отсутствии у них возможности выдать
спорный лекарственный препарат по причине истечения срока действия выписанных
лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Б*** С.А., в связи с
имеющимся у нее заболеванием, постоянно в течение одного года нуждается в
приёме данного лекарства.
Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной
жалобе, судебная коллегия так же считает несостоятельными, не основанными на
нормах действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2019 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: