Судебный акт
О перерасчете сумм возмещения вреда здоровью
Документ от 26.02.2019, опубликован на сайте 13.03.2019 под номером 79394, 2-я гражданская, о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                           Дело № 33-1035/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Скарги Сергея Ивановича - Дегтярева Анатолия Васильевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Скарги Сергея Ивановича к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Скарги С.И. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОГКУСЗН Ульяновской области Сапожниковой Н.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скарга С.И. обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью.

Иск мотивировал тем, что в период с 21.05.1987 по 13.07.1987 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с 06.03.1995 до 01.04.2005 ему была установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, с утратой 40 профессиональной трудоспособности. С 01.05.1998 Комитетом социальной защиты населения Скарге С.И. была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере 1339,90 руб., исходя из заработка за 1 месяц - июнь 1987 года.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02.08.2001 рассчитана среднемесячная заработная плата, исходя из заработка за период с декабря 1986 года по июнь 1987 года, в последующем истцу производилась ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью. Размер выплаты возмещения вреда на 2000 год с учетом 40% потери трудоспособности составил 496,68 руб. В дальнейшем решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.12.2001, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.12.2003 данные суммы индексировались. При очередном переосвидетельствовании (в период 01.02.-18.05.2005) филиалом-бюро №4 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. установлена утрата профессиональной трудоспособности 10% сроком на 2 года до 01.03.2007 без установления инвалидности. В связи с чем ответчик с 01.02.2005 прекратил выплаты сумм возмещения вреда здоровью.

Не согласившись с решением МСЭ от 18.05.2005, Скарга С.И. в марте 2006 года повторно обратился в ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» о рассмотрении вопроса об установлении инвалидности. При повторном освидетельствовании (в период 28.03.-17.08.2006) филиалом - бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была восстановлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС сроком до 01.04.2011.

В связи с чем Скарга С.И., имея статус инвалида ЧАЭС *** г*** и 10 утраты профессиональной трудоспособности, 17.08.2006 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью.

С 17.08.2006 (со дня обращения) ответчиком истцу была назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом - фиксированном размере 1000руб. и с учетом индексации на индексы уровня инфляции 2002-2006 года на 17.08.2006 составила 1647,03 руб. в месяц.

При повторном освидетельствовании 29.07.2010 филиалом-бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была оставлена *** г*** и***, а утрата профессиональной трудоспособности с 29.07.2010 была увеличена от 10% до 60% бессрочно.

Скарга С.И., имея статус и*** *** *** г*** и 60% утраты профессиональной трудоспособности, 02.08.2010 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из утраты профессиональной трудоспособности 60% с 02.08.2010 бессрочно. По данному заявлению ответчик отказал.

В связи с чем Скарга С.И., имея статус и*** *** *** г*** бессрочно и 60% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно, 18.07.2018 и 24.08.2018 повторно обращался к ответчику с заявлениями о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из заработка и утраты профессиональной трудоспособности.

По данным заявлениям ответчик отказал, мотивируя тем, что они осуществляют выплату и индексацию ежемесячных сумм в возмещения вреда здоровью согласно решению суда от 04.06.2007, требования истца о перерасчете сумм в возмещение вреда здоровью не основаны на законодательстве.

Просил суд обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области за счет средств федерального бюджета назначить и выплатить в пользу Скарги С.И. недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010 по 31.10.2018 в сумме 805 983 руб. 03 коп. и ежемесячно, начиная с 01.11.2018, бессрочно 14 708,06руб. с последующей индексацией.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Скарги С.И. - Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы процессуального права, а именно п. 4 ст. 67, ст.ст. 61, 195 ГПК РФ. Считает, что суд необоснованно исходил из того, что в период с 01.02.2005 по 17.08.2006 у истца отсутствовало право на получение денежной суммы в возмещение вреда здоровью. Полагает, что суд, ссылаясь на закон от 12.02.2001 №5 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от 12 февраля 2001), грубо нарушил п. 11 ст. 15 указанного Закона. По мнению автора жалобы, суд не мотивировал, почему не принял к исполнению п. 11 ст. 15 выше указанного Закона, а также отверг п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П. Кроме того, указывает, что суд необоснованно не принял к исполнению вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ульяновска, по ранее рассматриваемому спору, которое в силу ст. 61 ГПК РФ является обязательным для суда. Дополняет, что суд необоснованно не применил подлежащее к применению Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П и Постановление Конституционного Суда РФ от 7.11.2012 № 24-П.

В подтверждение своих доводов также ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 № 134-О. Таким образом, полагает, что Порядок выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из заработка и утраты профессиональной трудоспособности производится по новым обстоятельствам с момента первого обращения к уполномоченному органу или суд, но не ранее даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П, то есть с 20.12.2010, при условии, если данная выплата производилась до вступления в силу Закона №5-ФЗ от 12.02.2001, при этом без соблюдения заявителями порядка реализации права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и ее исчисление в наиболее выгодном для них размере.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района города Ульяновска, ОГКУСЗН Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Истец, представитель третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Скарга С.И. в период с 21.05.1987 по 13.07.1987 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи с этим с 06.03.1995 до 01.04.2005 ему была установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, с утратой 40% профессиональной трудоспособности.

С 01.05.1998 Комитетом социальной защиты населения истцу назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере 1339,90 руб. исходя из заработка за 1 месяц - июнь 1987 года.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02.08.2001 рассчитана среднемесячная заработная плата исходя из заработка за период с декабря 1986 года по июнь 1987 года, исходя из которой в последующем истцу производилась ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью.

В последующем решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.12.2001, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.12.2003 указанные суммы индексировались.

При очередном переосвидетельствовании 18.05.2005 филиалом-бюро № 4 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. установлена утрата профессиональной трудоспособности 10% сроком на 2 года до 01.03.2007 без установления инвалидности. В связи с чем ответчик с 01.02.2005 прекратил выплаты сумм возмещения вреда здоровью.

При повторном освидетельствовании (в период 28.03.-17.08.2006) филиалом - бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС сроком до 01.04.2011.

В связи с чем Скарга С.И., имея статус инвалида *** *** г*** и 10% утраты профессиональной трудоспособности, 17.08.2006 обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью.

С 17.08.2006 ответчиком истцу была назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом - фиксированном размере 1000 руб., которая с учетом индексации на индексы уровня инфляции 2002-2006 г.г. на 17.08.2006 составила 1647,03 руб. в месяц.

С назначением компенсации в возмещение вреда здоровью в твердом размере истец был не согласен и обратился в суд с исковыми требованиями о назначении ему ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, исходя из его условного заработка за июнь 1987 года.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30.10.2006, с учетом внесенных изменений определением Ульяновского областного суда от 26.12.2006, суд обязал ответчика выплачивать истцу ежемесячно, начиная с 01.11.2006, денежную сумму в размере 2008,57 руб. с последующей индексацией до даты очередного переосвидетельствования. При этом суд определил ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердом размере 1000 руб., проиндексировав ее.

При переосвидетельствовании 29.07.2010 филиалом-бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. оставлена *** г*** и***, а утрата профессиональной трудоспособности с 29.07.2010 была увеличена до 60% бессрочно.

02.08.2010 Скарга С.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из утраты профессиональной трудоспособности 60% с 02.08.2010 бессрочно, в чем ему отказано.

При очередном освидетельствовании 01.04.2011 филиалом-бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была оставлена *** группа инвалидности бессрочно.

18.07.2018 и 24.08.2018 Скарга С.И. повторно обращался к ответчику с заявлениями о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из заработка и утраты профессиональной трудоспособности, в чем ему также было отказано.

Не согласившись с отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для взыскания задолженности по возмещению вреда здоровью, не установлено.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом – Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Закона РФ № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-I) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 1244-I (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-I (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, введенного в действие со 02.03.1996) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 5-ФЗ), введенным в действие с 15.02.2001, в Закон № 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ(в ред. ФЗ от 26.04.2004 № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона № 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.

Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст.17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П).

Исходя из положений п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-I (в редакции Закона № 5-ФЗ) в совокупности с частями 1 и 2 статьи 2 Закона № 5-ФЗ, право выбора способа возмещения вреда здоровью, а именно: получать возмещение вреда в твердых суммах с установлением суммы возмещения вреда в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности) или в размере, который исчисляется из заработка и, как следствие, сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат в зависимости от изменения утраты трудоспособности, инвалидам-чернобыльцам не предоставляется, поскольку новый порядок не предусматривает увеличение или уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения процента утраты профессиональной трудоспособности и на основании этого возможности перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности. Инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из заработка, было предоставлено только право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат.

Как указывалось выше, выплата в возмещение вреда здоровью была назначена Скарге С.И. с 01.05.1998, исходя из заработка за период с декабря 1986 года по июнь 1987 года с учетом установленной степени утраты трудоспособности, данная выплата на основании судебных решений производилась до 01.02.2005, когда органами медико-социальной экспертизы Скарге С.И. было отказано в установлении инвалидности по медицинским показаниям.

В дальнейшем инвалидность *** г*** истцу была вновь установлена лишь при освидетельствовании 17.08.2006.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у истца в период с 01.02.2005 по 17.08.2006 права на получение денежной суммы в возмещение вреда здоровью, и возникновении такого права 17.08.2006 в связи с установлением ему инвалидности *** г***, т.е. после вступления в силу Закона № 5-ФЗ, которым с 15 февраля 2001 года не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы правовых оснований для перерасчета суммы по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010 по 31.10.2018 и ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью, производимых истцу Скарге С.И., не имеется.

При этом ссылка представителя истца как в исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе на Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П, от 07.11.2012 № 24-П и от 14.01.2014 № 134-О как на основание такого перерасчета, является неправомерной и основана на неправильном толковании закона.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявлялись в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения суда и получили правовую оценку в решении.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Скарги Сергея Ивановича - Дегтярева Анатолия Васильевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий                             Судьи: