УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карабанов А.С. Дело
№ 33-1035/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя Скарги Сергея Ивановича - Дегтярева Анатолия
Васильевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12
декабря 2018 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Скарги Сергея Ивановича
к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью
отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя
Скарги С.И. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя
ОГКУСЗН Ульяновской области Сапожниковой Н.В., возражавшей против доводов
жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Скарга С.И. обратился в суд с иском к Областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью.
Иск мотивировал тем, что в период с 21.05.1987 по 13.07.1987
выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС. В связи с этим с 06.03.1995 до 01.04.2005 ему была
установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при
исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, с утратой 40 профессиональной трудоспособности. С
01.05.1998 Комитетом социальной защиты населения Скарге С.И. была назначена
ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере 1339,90 руб., исходя из
заработка за 1 месяц - июнь 1987 года.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от
02.08.2001 рассчитана среднемесячная заработная плата, исходя из заработка за
период с декабря 1986 года по июнь 1987 года, в последующем истцу производилась
ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью. Размер выплаты возмещения
вреда на 2000 год с учетом 40% потери трудоспособности составил 496,68 руб. В дальнейшем решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 03.12.2001, решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 02.12.2003 данные суммы индексировались. При
очередном переосвидетельствовании (в период 01.02.-18.05.2005) филиалом-бюро №4
ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. установлена утрата профессиональной трудоспособности 10% сроком на 2 года до 01.03.2007 без
установления инвалидности. В связи с чем ответчик с 01.02.2005 прекратил
выплаты сумм возмещения вреда здоровью.
Не согласившись с решением МСЭ от 18.05.2005, Скарга С.И. в
марте 2006 года повторно обратился в ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» о
рассмотрении вопроса об установлении инвалидности. При повторном
освидетельствовании (в период 28.03.-17.08.2006) филиалом - бюро № 12 ФГУ «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была восстановлена *** г*** и*** с
причинной связью - увечье, полученное при исполнении обязанности военной
службы, связано с аварией на ЧАЭС сроком до 01.04.2011.
В связи с чем Скарга С.И., имея статус инвалида ЧАЭС *** г***
и 10 утраты профессиональной трудоспособности,
17.08.2006 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ему
ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью.
С 17.08.2006 (со дня обращения) ответчиком истцу была
назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом -
фиксированном размере 1000руб. и с учетом индексации на индексы уровня инфляции
2002-2006 года на 17.08.2006 составила 1647,03 руб. в месяц.
При повторном освидетельствовании 29.07.2010 филиалом-бюро №
12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была оставлена *** г*** и***,
а утрата профессиональной трудоспособности
с 29.07.2010 была увеличена от 10% до 60%
бессрочно.
Скарга С.И., имея статус и*** *** *** г*** и 60% утраты профессиональной трудоспособности,
02.08.2010 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ему
ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из утраты профессиональной
трудоспособности 60% с 02.08.2010 бессрочно. По данному заявлению ответчик
отказал.
В связи с чем Скарга С.И., имея статус и*** *** *** г***
бессрочно и 60% утраты профессиональной
трудоспособности бессрочно, 18.07.2018 и 24.08.2018 повторно обращался к
ответчику с заявлениями о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда
здоровью, исходя из заработка и утраты профессиональной трудоспособности.
По данным заявлениям ответчик отказал, мотивируя тем, что
они осуществляют выплату и индексацию ежемесячных сумм в возмещения вреда
здоровью согласно решению суда от 04.06.2007, требования истца о перерасчете
сумм в возмещение вреда здоровью не основаны на законодательстве.
Просил суд обязать областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения Ульяновской области за счет средств
федерального бюджета назначить и выплатить в пользу Скарги С.И. недополученную
сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с
20.12.2010 по 31.10.2018 в сумме 805 983 руб. 03 коп. и ежемесячно, начиная с
01.11.2018, бессрочно 14 708,06руб. с последующей индексацией.
Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе представитель
Скарги С.И. - Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить
и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что
судом нарушены нормы процессуального права, а именно п. 4 ст. 67, ст.ст. 61,
195 ГПК РФ. Считает, что суд необоснованно исходил из того, что в период с
01.02.2005 по 17.08.2006 у истца отсутствовало право на получение денежной
суммы в возмещение вреда здоровью. Полагает, что суд, ссылаясь на закон от
12.02.2001 №5 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции от 12 февраля 2001),
грубо нарушил п. 11 ст. 15 указанного Закона. По мнению автора жалобы, суд не
мотивировал, почему не принял к исполнению п. 11 ст. 15 выше указанного Закона,
а также отверг п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №
11-П. Кроме того, указывает, что суд необоснованно не принял к исполнению вступившее
в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ульяновска, по ранее
рассматриваемому спору, которое в силу ст. 61 ГПК РФ является обязательным для
суда. Дополняет, что суд необоснованно не применил подлежащее к применению Постановление
Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П и Постановление Конституционного
Суда РФ от 7.11.2012 № 24-П.
В подтверждение своих доводов также ссылается на
Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 № 134-О. Таким образом,
полагает, что Порядок выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из заработка и
утраты профессиональной трудоспособности производится по новым обстоятельствам
с момента первого обращения к уполномоченному органу или суд, но не ранее даты
вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П,
то есть с 20.12.2010, при условии, если данная выплата производилась до
вступления в силу Закона №5-ФЗ от 12.02.2001, при этом без соблюдения
заявителями порядка реализации права на перерасчет ежемесячной денежной компенсации
в возмещение вреда здоровью и ее исчисление в наиболее выгодном для них
размере.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора
Ленинского района города Ульяновска, ОГКУСЗН Ульяновской области просят
оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Истец, представитель третьего лица, надлежащим образом
извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной
коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит
возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к
следующему.
Материалами дела установлено, что Скарга С.И. в период с
21.05.1987 по 13.07.1987 выполнял обязанности военной службы по ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим с 06.03.1995 до 01.04.2005 ему была
установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье, полученное при
исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, с утратой 40%
профессиональной трудоспособности.
С 01.05.1998 Комитетом социальной защиты населения истцу
назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в размере 1339,90 руб.
исходя из заработка за 1 месяц - июнь 1987 года.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от
02.08.2001 рассчитана среднемесячная заработная плата исходя из заработка за
период с декабря 1986 года по июнь 1987 года, исходя из которой в последующем
истцу производилась ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью.
В последующем решением Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 03.12.2001, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
02.12.2003 указанные суммы индексировались.
При очередном переосвидетельствовании 18.05.2005
филиалом-бюро № 4 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. установлена
утрата профессиональной трудоспособности 10% сроком на 2 года до 01.03.2007 без
установления инвалидности. В связи с чем ответчик с 01.02.2005 прекратил
выплаты сумм возмещения вреда здоровью.
При повторном освидетельствовании (в период
28.03.-17.08.2006) филиалом - бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Скарге С.И. была установлена *** г*** и*** с причинной связью - увечье,
полученное при исполнении обязанности военной службы, связано с аварией на ЧАЭС
сроком до 01.04.2011.
В связи с чем Скарга С.И., имея статус инвалида *** *** г***
и 10% утраты профессиональной трудоспособности, 17.08.2006 обратился к
ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячных выплат в возмещение вреда
здоровью.
С 17.08.2006 ответчиком истцу была назначена ежемесячная
компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом - фиксированном размере 1000
руб., которая с учетом индексации на индексы уровня инфляции 2002-2006 г.г. на
17.08.2006 составила 1647,03 руб. в месяц.
С назначением компенсации в возмещение вреда здоровью в
твердом размере истец был не согласен и обратился в суд с исковыми требованиями
о назначении ему ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, исходя из его
условного заработка за июнь 1987 года.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
30.10.2006, с учетом внесенных изменений определением Ульяновского областного
суда от 26.12.2006, суд обязал ответчика выплачивать истцу ежемесячно, начиная
с 01.11.2006, денежную сумму в размере 2008,57 руб. с последующей индексацией
до даты очередного переосвидетельствования. При этом суд определил ежемесячную
компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердом размере 1000 руб.,
проиндексировав ее.
При переосвидетельствовании 29.07.2010 филиалом-бюро № 12
ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. оставлена *** г*** и***, а
утрата профессиональной трудоспособности с 29.07.2010 была увеличена до 60%
бессрочно.
02.08.2010 Скарга С.И. обратился к ответчику с заявлением о
назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из утраты
профессиональной трудоспособности 60% с 02.08.2010 бессрочно, в чем ему
отказано.
При очередном освидетельствовании 01.04.2011 филиалом-бюро №
12 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Скарге С.И. была оставлена *** группа
инвалидности бессрочно.
18.07.2018 и 24.08.2018 Скарга С.И. повторно обращался к
ответчику с заявлениями о назначении ему ежемесячных сумм в возмещение вреда
здоровью, исходя из заработка и утраты профессиональной трудоспособности, в чем
ему также было отказано.
Не согласившись с отказом, истец обратился в суд с настоящим
иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для
взыскания задолженности по возмещению вреда здоровью, не установлено.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной
поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом –
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-I), направленным, как указано в его
статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались
в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Закона РФ № 1244-I «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-I) к гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых
распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды
вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно
направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий
катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других
работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на
специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией
последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и
выполнявшихся работ.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 1244-I (в редакции Федерального
закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются
установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и
имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск
вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской
катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-I (в редакции Федерального
закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, введенного в действие со 02.03.1996)
гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона,
гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным
воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка
(или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты
трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения
вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 5-ФЗ), введенным в действие с 15.02.2001, в
Закон № 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми
пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции,
предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1
и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие
чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных
на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией
последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и
выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы
инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб.,
инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ(в ред. ФЗ от 26.04.2004 №
31-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального
закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным
воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная
денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом
11 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае,
если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы
возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее
назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной
страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральным
законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных
правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование
этих отношений путем принятия Федерального закона № 5-ФЗ. Данным Федеральным законом
с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров
возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия
определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а
не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от
полученной пострадавшим группы инвалидности.
Отказ федерального законодателя от определения размера
возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в
зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа
правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен
на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью
лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы
нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной
дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же
категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и
справедливости (ч. 3 ст.17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации)
(пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
19.06.2002 № 11-П).
Исходя из положений п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-I (в
редакции Закона № 5-ФЗ) в совокупности с частями 1 и 2 статьи 2 Закона № 5-ФЗ,
право выбора способа возмещения вреда здоровью, а именно: получать возмещение
вреда в твердых суммах с установлением суммы возмещения вреда в зависимости от
степени утраты здоровья (группы инвалидности) или в размере, который
исчисляется из заработка и, как следствие, сохранить прежний способ определения
размера ежемесячных денежных выплат в зависимости от изменения утраты
трудоспособности, инвалидам-чернобыльцам не предоставляется, поскольку новый
порядок не предусматривает увеличение или уменьшение размера ежемесячной
денежной выплаты в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения процента
утраты профессиональной трудоспособности и на основании этого возможности
перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с
учетом изменения процента утраты профессиональной трудоспособности.
Инвалидам-чернобыльцам, получавшим до 15 февраля 2001 года суммы возмещения
вреда здоровью, исчисленные из заработка, было предоставлено только право
сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не
способ определения размера ежемесячных денежных выплат.
Как указывалось выше, выплата в возмещение вреда здоровью
была назначена Скарге С.И. с 01.05.1998, исходя из заработка за период с
декабря 1986 года по июнь 1987 года с учетом установленной степени утраты
трудоспособности, данная выплата на основании судебных решений производилась до
01.02.2005, когда органами медико-социальной экспертизы Скарге С.И. было
отказано в установлении инвалидности по медицинским показаниям.
В дальнейшем инвалидность *** г*** истцу была вновь
установлена лишь при освидетельствовании 17.08.2006.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному
выводу об отсутствии у истца в период с 01.02.2005 по 17.08.2006 права на
получение денежной суммы в возмещение вреда здоровью, и возникновении такого
права 17.08.2006 в связи с установлением ему инвалидности *** г***, т.е. после
вступления в силу Закона № 5-ФЗ, которым с 15 февраля 2001 года не предусмотрен
перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты
профессиональной трудоспособности гражданином, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку
он соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы правовых оснований для перерасчета
суммы по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с
20.12.2010 по 31.10.2018 и ежемесячной выплате возмещения вреда здоровью,
производимых истцу Скарге С.И., не имеется.
При этом ссылка представителя истца как в исковом заявлении,
так и в апелляционной жалобе на Постановления Конституционного Суда РФ от
20.12.2010 № 21-П, от 07.11.2012 № 24-П и от 14.01.2014 № 134-О как на
основание такого перерасчета, является неправомерной и основана на неправильном
толковании закона.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявлялись в суде
первой инстанции, которые были предметом рассмотрения суда и получили правовую
оценку в решении.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12
декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя
Скарги Сергея Ивановича - Дегтярева Анатолия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи: