Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 26.02.2019 под номером 78886, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать бесплатные рецепты на лекарственные препараты, обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                           Дело № 33-657/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 5 февраля  2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего У*** Н*** М***,  удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетнему У*** Н*** М*** рецепты на бесплатное получение  лекарственного препарата «А***» по торговому наименованию «С***».

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего У*** Н*** М*** лекарственным препаратом  «Т*** (***) раствор для ингаляций *** по выписанному рецепту врача от 01.08.2018г.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего У*** Н.М., *** года рождения, обратился с иском к  ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, обязании обеспечить бесплатно лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал следующее.

Прокуратурой проведена проверка по обращению Угленковой Т.А. в интересах ребенка-инвалида У*** Н.М., ***2006 года рождения, страдающего хроническим заболеванием, по вопросу обеспечения лекарственными препаратами и лечебным питанием, в ходе которой установлено, что несовершеннолетний У*** Н.М. наблюдается в поликлинике № 5 ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» в связи с заболеванием ***.

В связи с заболеванием несовершеннолетнему лечащими врачами ФГБУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (выписка от 30.06.2018) назначено лечение ***: проведение курса ингаляций препаратом «***» раствор для ингаляций ***) 2 раза в 6 курсов по 28 дней с интервалом 28 дней в чередовании с «К***» и «С***» (международное непатентованное наименование – «А***») 250 мг 1 раз в 3 дня постоянно. Применение других аналогов «С***» противопоказано по причине наличия клинической непереносимости данных препаратов.

На лекарство «Т***» 01.08.2018  лечащим врачом был выписан рецепт, однако аптечным учреждением данный рецепт отоварен не был.

На препарат «К***»  лечащим врачом льготные рецепты несовершеннолетнему не выписываются.

Также лечащим врачом несовершеннолетнему выписываются рецепты на лекарственный препарат «А***» по международному непатентованному наименованию. На врачебной комиссии вопрос назначения и выписывания рецептов на данный препарат по международному непатентованному наименованию «С***» по жизненным показаниям не рассматривался. В результате чего аптечным учреждением выдается препарат «А***», на который у ребенка непереносимость.

Прокурор просил признать незаконным бездействия ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», выразившегося в нерассмотрении на врачебной комиссии вопроса о назначении и выписывании по жизненным показаниям несовершеннолетнему У*** Н.М. лекарственного препарата «А***» по торговому наименованию «С***».

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать по жизненным показаниям несовершеннолетнему У*** Н.М. лекарственный препарат «А***» по торговому наименованию «С***»;

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать несовершеннолетнему У*** Н.М. бесплатные рецепты на лекарственный препарат «К***» в соответствии с назначениями ФГБУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России от 30.06.2018;

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего
Угленова Н.М. лекарственным препаратом «Т*** (***» раствор для ингаляций *** по рецепту врача от 01.08.2018г.

В ходе рассмотрения дела истец  Угленкова Т.В. (законный представитель несовершеннолетнего) отказалась от исковых требований к ответчику ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении на врачебной комиссии вопроса о назначении и выписывания по жизненным показаниям несовершеннолетнему У*** Н.М. лекарственного препарата «А***» по торговому наименованию «***, поскольку данный вопрос на врачебной комиссии был уже рассмотрен.

Определением суда от 15.11.2018 производство по делу в этой части прекращено.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение У*** Н.М. лекарственным препаратом «Т***» по рецепту, указанному в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275 –П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» в соответствии с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства.

Отмечает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Поясняет, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Также указывает, что такое обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов и, следовательно, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.

Дополняет, что медицинские показания У*** Н.М. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу Угленкова Т.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что У*** Н.М., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в поликлинике ГУЗ «ДГКБ города Ульяновска» с диагнозом: м***, с*** ф***, с*** т***; х*** п*** н***; л*** н***; с*** п*** о*** *** к***; с*** б***; с*** т*** д*** и*** о***; х*** б*** в***, о*** *** *** с 2013 года.  У*** Н.М. имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе, по 7 нозологиям.

Согласно выписному эпикризу, предоставленному ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России от 30.06.2018, У*** Н.М. нуждается в лекарственных препаратах в следующей потребности:  А*** в 3 дня постоянно (торговое наименование С***);  *** по 1 флакону 2 раза в день 6 курсов по 28 дней в течении 12 месяцев;  Т*** 2 раза в день 6 курсов по 28 дней в течении 12 месяцев.

На врачебной комиссии 24.10.2017  рассматривался вопрос о необходимости в обеспечения У*** Н.М. препаратом «А***» по торговому наименованию «С***» из расчета потребности 250мг 1 раз в 3 дня.

Однако рецепт на получение бесплатно указанного препарата по торговому наименованию «С***» с момента проведения указанной врачебной комиссии ребенку лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписан не был.

На лекарственный препарат «К***» (МНН - колистиметат натрия) рецепты не выписывались.

На лекарство «Т***» 01.08.2018  лечащим врачом был выписан рецепт, однако аптечным учреждением данный рецепт отоварен не был.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 со ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни и такая категория заболевания как  «М***» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в силу следующего.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п.2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Установив, что  У*** Н.М. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от 01.08.2018  на бесплатное обеспе­чение его такими лекарственным препаратом «***)», раствор для ингаляций, однако данным лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно  возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить  несовершеннолетнего У*** Н.М. лекарственным препаратом  «***) раствор для ингаляций *** по выписанному рецепту врача от 01.08.2018. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние  У*** Н.М. лекарственным препаратом «*** возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимым ему лекарственным препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом «*** было полным и его невыдача У*** Н.М. по предъявленному рецепту произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем   обследовании  пациента  и  составленным   с   использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения определенной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Помимо этого, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ от 05.05.2012 №502н, которым утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Согласно п.4 Порядка врачебная комиссия осуществляет, в том числе, и следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

по торговым наименованиям;

4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением врачебной комиссии от 24.10.2017 У*** Н.М. назначен лекарственный препарат «*** в связи с клинической непереносимостью препарата «А***».

Исходя из этого, суд обоснованно  обязал ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать У*** Н.М. рецепты на бесплатное получение указанного лекарства.

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными лекарственными препаратами  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими, в том числе и по рецепту  от 01.08.2018  в текущем году  не приведет  к тому, что  У*** Н.М. будет им обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственными препаратами «с***» и «***  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

Поскольку решение врачебной комиссии о назначении  несовершеннолетнему  лекарственного препарата «К***» не принималось, суд правильно отказал прокурору в удовлетворении исковых требований в части возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписать рецепт на данный препарат.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Засвияжского района города  Ульяновска в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

В абзаце втором резолютивной части решения суда допущена описка в написании фамилии несовершеннолетнего, в чьих интересах обращается прокурор. В соответствии со ст. 200 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым исправить допущенную описку, указав верно фамилию истца – У*** Н*** М***.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Исправить описку в абзаце втором резолютивной части решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 ноября 2018 года, верно указав:

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетнему У*** Н*** М*** рецепты на бесплатное получение  лекарственного препарата «А***» по торговому наименованию «***.

 

Председательствующий

 

Судьи: