Судебный акт
О признании недостойным наслдеником
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 18.02.2019 под номером 78884, 2-я гражданская, о признании недостойным наследником, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья  Михайлова О.Н.                                                                    Дело № 33-517/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,

при секретаре  Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Романовой Марины Геннадьевны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 октября 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Петрушкиной Раисы Федоровны удовлетворить.

Признать Романову Марину Геннадьевну, 12 августа 1968 года рождения, недостойным наследником и отстранить от наследства, открывшегося после смерти П*** С*** И***, *** года рождения, умершего *** 2018 года.

Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону ***, выданное временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа город Ульяновск Ч*** Г*** Н*** – Ч*** Е*** В*** на имя Романовой Марины Геннадьевны, зарегистрированное в реестре: № ***.

Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону ***, выданное временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа город Ульяновск Ч*** Г*** Н*** – Ч*** Е*** В*** на имя Романовой Марины Геннадьевны, зарегистрированное в реестре: № ***.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве общей долевой собственности на 1/6 долю Романовой Марины Геннадьевны на квартиру, расположенную по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., Романовой М.И., ее представителя Шабанова С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Петрушкина Р.Ф. обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Романовой М.Г. о признании недостойным наследником и отстранении от наследования, признании недействительными свидетельств о праве на наследство по закону.

В обосновании иска указала, что ее сын П*** С.И., *** года рождения, умер *** 2018 года. Вступившим в законную силу приговором Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 июня 2018 года Романова М.Г. осуждена за совершение убийства П*** С.И. при превышении пределов необходимой обороны. При этом, Романова М.Г., как жена  П*** С.И., является его наследником по закону первой очереди. Ссылаясь на ст. 1117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), считала, что Романова М.Г. подлежит признанию недостойным наследником.

Уточнив требования, просила суд признать Романову М.Г. недостойным наследником и отстранить от наследства, открывшегося после смерти              П*** С.И.; признать недействительными свидетельства о праве на наследство по закону ***, выданные Романовой М.Г.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Романова М.Г., просит решение суда отменить,  принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что убийство П*** С.И. было ею совершено при превышении пределов необходимой обороны, умысла на лишение его жизни у нее не было. Обращает внимание на то, что П*** С.И. на протяжении 20 лет постоянно истязал и избивал ее, причинял вред ее здоровью, за что был ранее судим.

Отмечает, что в материалах как уголовного дела, так и настоящего гражданского дела, не содержатся сведения о том, что она действовала с целью быть привлеченной к наследованию или отстранения от наследования других лиц.

Указывает, что спорная квартира была приобретена, в том числе и на денежные средства, полученные ею от продажи ее собственной квартиры, и оформлена на мужа формально.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.

Согласно  п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу п. 1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указанные в абз. 1 п.1  ст. 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.

Наследник является недостойным согласно абз. 1 п.1  ст. 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).

Установлено, что П*** С.И. состоял в зарегистрированном браке с Романовой М.Г. с 22 ноября 2003 года.

П*** С.И., *** года рождения, умер *** 2018 года.

Вступившим в законную силу приговором Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 июня 2018 года, Романова М.Г. признана виновной в совершении в отношении П*** С.И. преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 108 Уголовного кодекса Российской Федерации  (далее - УК РФ) – убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны, и ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с установлением ограничений.

Преступление, предусмотренное ст. 108 УК РФ отнесено уголовным законодательством к категории умышленных преступлений.

После смерти П*** С.И. открылось наследство в виде 3/6 долей квартиры, расположенной по адресу: ***, денежных вкладов, хранящихся в ПАО «Сбербанк России» с причитающимися процентами и компенсациями.

Наследниками по закону первой очереди после смерти наследодателя П*** С.И. являются: Романова М.Г. – супруга наследодателя,               Петрушкина Р.Ф. – мать наследодателя, П*** С.С. – сын наследодателя. 

Ч*** Е.В., временно исполняющей обязанности нотариуса                   Ч*** Г.Н. нотариального  округа город Ульяновск, на имя Романовой М.Г. были выданы свидетельства о права на наследство по закону *** от 27 августа 2018 года на 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу: ***, и на 1/3 долю денежных вкладов, хранящихся в подразделении № 8588/0016 ПАО «Сбербанк России» на счетах                                   №№ *** – счет банковской карты, с причитающимися процентами и компенсациями.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок  с ним  от 26 сентября 2018 года право собственности Романовой М.Г. на 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу: *** зарегистрировано 13 сентября 2018 года.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования Петрушкиной  Р.Ф. - признал Романову  М.Г. недостойным наследником и отстранил ее от наследства, открывшегося после смерти П*** С.И., а также признал недействительными  выданные ей  свидетельства о праве на наследство по закону.

При этом, суд первой инстанции правильно указал, что Романова М.Г. совершила умышленное преступление, повлекшее смерть наследодателя П*** С.И.  и открытие наследства по закону на его имущество.

Признание Романовой М.Г. наследником П*** С.И. в данном случае противоречит п. 1 ст. 1117 ГК РФ, по смыслу которого умышленные противоправные действия лица, причинно обусловившие открытие наследства и призвание его к наследованию, должны являться основанием для лишения этого лица права наследования.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что Романова М.Г. не имела умысла на лишении жизни П*** С.И., поскольку они опровергаются вступившим в законную силу приговором суда, согласно которому совершенное  Романовой М.Г. в отношении П*** С.И. деяние  является умышленным преступлением. При этом, мотивы и цели совершения Романовой М.Г. убийства П*** С.И. не имеют правового значения при разрешении вопроса о признании ее недостойным наследником.

Доводы апелляционной жалобы о совершении П*** С.И. в течение длительного времени противоправных действий в отношении Романовой М.Г. на правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции не влияют.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о приобретении спорного имущества, в том числе за счет собственных средств Романовой М.Г., поскольку они имеют значение лишь при определении объема наследственного имущества П*** С.И., но не влияют на ее право наследования после смерти наследодателя.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                        19 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой Марины Геннадьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       

Судьи: