УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И.
Дело №33-331/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22
января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционному представлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 октября
2018 года, по которому постановлено:
В
удовлетворении исковых требований
прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в
интересах Синицыной Венеры Юрьевны, к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным
решения об отказе во включении в список
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в
список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями – отказать.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Тереньгульского района Ульяновской области, действующий в интересах Синицыной
В.Ю., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным
решения об отказе во включении Синицыной
В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании включить
Синицыну В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями.
Иск
мотивировал тем, что прокуратурой района по поступившему обращению Синицыной
В.Ю., *** года рождения, проведена проверка, в ходе которой установлено, что
Синицына В.Ю. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и закрепленного жилья не имеет. Ее родители: мать С*** Т.Г. решением
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.1994. лишена родительских
прав, отец С*** Ю.В. умер ***. Однако решением координационного совета по
защите прав несовершеннолетних Министерства здравоохранения области от
06.08.2014 *** Синицыной В.Ю. было отказано во включении в список детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по причине того, что у
нее в собственности имеются жилые помещения по адресам: Ульяновская обл. *** и
Ульяновская обл., *** Однако по информации ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской
области» Синицына В.Ю. собственником данных объектов не является.
Просил
признать незаконным решение от
06.08.2014 об отказе во включении Синицыной В.Ю. в список детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать включить Синицыну
В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица
было привлечено Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Тереньгульского
района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в
полном объёме. В обоснование представления указывает, что Синицына В.Ю.
предприняла попытки к реализации своего права на получение благоустроенного
жилого помещения до достижения ей возраста 23 года, но ей было неправомерно
отказано в принятии необходимых для этого документов органами опеки и
попечительства по причине отсутствия у неё на тот момент временной и постоянной
регистрации на территории Российской Федерации. Считает данное обстоятельство
независящим от Синицыной В.Ю.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были
надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного
представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Синицына В.Ю. родилась ***
года (на момент обращения в суд ей было
полных 29 лет).
Мать истицы
- С*** Т.Г. решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 сентября
1994 года лишена родительских прав, отец С*** Ю.В. умер *** года.
В соответствии с постановлением
Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 21 сентября 1994 года
№818 истица была помещена в *** затем в 1995 году – в ***, с 01 сентября 2005
года по 15 февраля 2007 года обучалась в
*** г.Новоульяновска.
В 2007 году
Синицына В.Ю. достигла совершеннолетия.
22 июля
2014 года Синицына В.Ю., которой на тот момент
исполнилось 25 лет, обратилась с заявлением в Министерство
здравоохранения о предоставлении ей жилья как лицу из числа детей-сирот.
6 августа
2014 года ей было отказано во включении в список, поскольку она является
собственником двух жилых помещений, документов о невозможности проживания в
данных жилых помещениях ею представлено не было.
Разрешая
спор, учитывая фактические обстоятельства дела, а также положения законодательства, регулирующего вопросы
обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, суд
первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для
удовлетворения заявленных прокурором
требований, при этом исходил из того, что достижение лицом из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не
вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до
указанного возраста, является основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия
полагает выводы суда основанными на правильном применении норм
материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации
закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных
прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса
Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми
помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21
декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в
возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет,
умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения
единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим
Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции
Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце
первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях
системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом
порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения
военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания
и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц:
дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях,
предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставшие на
учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный
характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие
органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует,
что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение
вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении
жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет
нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные
граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку
на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным
законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при
этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой
социальной поддержки.
Из материалов дела видно, что Синицына В.Ю., *** года
рождения, в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся
в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в
уполномоченный орган в период с 18 до 23 лет не обращалась.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин,
препятствовавших обращению Синицыной
В.Ю. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего
предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до
23 лет, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционного представления, суть которых сводится к
тому, что Синицына В.Ю. обращалась в
органы опеки и попечительства г.Димитровграда с заявлением о признании ее
нуждающейся в получении жилья и включении в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, собрала необходимый пакет документов, но ей
было неправомерно отказано, подлежат отклонению как не подтвержденные
материалами дела. Объективных доказательств в подтверждение позиции стороны
истицы в материалы дела не представлено.
Право на предоставление жилого помещения у достигшего
23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в
указанном выше законе, сохраняется только в том случае, если до достижении
возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым
помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было
обеспечено жилой площадью.
Таким лицом истица как следует из материалов дела, признана
не была. С заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным
помещением из жилищного фонда Ульяновской области, истица обратилась по
достижении ею 25 лет, т.е. на момент обращения Синицына В.Ю. утратил статус
ребенка-сироты, комиссия обоснованно отказала ей в постановке на данный учет.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой,
всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционного представления не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 октября 2018 года оставить
без изменения, а апелляционное представление прокурора Тереньгульского района
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: