Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 22.01.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78665, 2-я гражданская, о признании решения недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                         Дело №33-331/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 22 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Синицыной Венеры Юрьевны, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения  об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, обязании включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями  – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действующий в интересах Синицыной В.Ю., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения  об отказе во включении Синицыной В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, обязании включить Синицыну В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями.

Иск мотивировал тем, что прокуратурой района по поступившему обращению Синицыной В.Ю., *** года рождения, проведена проверка, в ходе которой установлено, что Синицына В.Ю. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилья не имеет. Ее родители: мать С*** Т.Г. решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.1994. лишена родительских прав, отец С*** Ю.В. умер ***. Однако решением координационного совета по защите прав несовершеннолетних Министерства здравоохранения области от 06.08.2014 *** Синицыной В.Ю. было отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, по причине того, что у нее в собственности имеются жилые помещения по адресам: Ульяновская обл. *** и Ульяновская обл., *** Однако по информации ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» Синицына В.Ю. собственником данных объектов не является.

Просил признать незаконным решение  от 06.08.2014 об отказе во включении Синицыной В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, обязать включить Синицыну В.Ю. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное  решение.

В апелляционном представлении прокурор Тереньгульского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объёме. В обоснование представления указывает, что Синицына В.Ю. предприняла попытки к реализации своего права на получение благоустроенного жилого помещения до достижения ей возраста 23 года, но ей было неправомерно отказано в принятии необходимых для этого документов органами опеки и попечительства по причине отсутствия у неё на тот момент временной и постоянной регистрации на территории Российской Федерации. Считает данное обстоятельство независящим от Синицыной В.Ю. 

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Синицына В.Ю. родилась *** года  (на момент обращения в суд ей было полных 29 лет).

Мать истицы - С*** Т.Г. решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 сентября 1994 года лишена родительских прав, отец С*** Ю.В. умер *** года.

В соответствии с постановлением Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 21 сентября 1994 года №818 истица была помещена в *** затем в 1995 году – в ***, с 01 сентября 2005 года по 15 февраля 2007 года  обучалась в *** г.Новоульяновска.

В 2007 году Синицына В.Ю. достигла совершеннолетия. 

22 июля 2014 года Синицына В.Ю., которой на тот момент  исполнилось 25 лет, обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения о предоставлении ей жилья как лицу из числа детей-сирот.

6 августа 2014 года ей было отказано во включении в список, поскольку она является собственником двух жилых помещений, документов о невозможности проживания в данных жилых помещениях ею представлено не было.

Разрешая спор, учитывая фактические обстоятельства дела, а также положения  законодательства, регулирующего вопросы обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором  требований, при этом исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в иске.

Судебная коллегия  полагает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела видно, что Синицына В.Ю., *** года рождения, в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган в период с 18 до 23 лет не обращалась.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших  обращению Синицыной В.Ю. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционного представления, суть которых сводится к тому, что Синицына В.Ю. обращалась  в органы опеки и попечительства г.Димитровграда с заявлением о признании ее нуждающейся в получении жилья и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собрала необходимый пакет документов, но ей было неправомерно отказано, подлежат отклонению как не подтвержденные материалами дела. Объективных доказательств в подтверждение позиции стороны истицы в материалы  дела не представлено.

Право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в указанном выше законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.

Таким лицом истица как следует из материалов дела, признана не была. С заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным помещением из жилищного фонда Ульяновской области, истица обратилась по достижении ею 25 лет, т.е. на момент обращения Синицына В.Ю. утратил статус ребенка-сироты, комиссия обоснованно отказала ей в постановке на данный учет.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Тереньгульского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: