У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Петрова С.А.
Дело № 33а-86/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
15
января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Т.П.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации
города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 23
октября 2018 года, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к
администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении
обязанности произвести строительство тротуара удовлетворить.
Обязать
муниципальное образование «город Ульяновск» произвести ремонт тротуара с четной
стороны домов улицы Академика Павлова в районе дома № 18, а также на участке от
дома № 26А до дома № 28.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
прокурора Колгановой
Е.А., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с
административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
«город Ульяновск» о возложении обязанности
обустроить тротуар.
В обоснование иска указал, что в процессе проведенной проверки
установлено, что вопреки требованиям п. 4.5.1.1 и п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 527766-2007
«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие
требования» на веем протяжении ул. Академика Павлова при наличии двухсторонней застройки
отсутствует тротуар с нечетной стороны домов. С четной стороны домов улицы
Академика Павлова в районе дома № 18, а также на участке от дома № 28 А до дома
№ 28 тротуар имеет частичное разрушение.
В связи с этим прокурор просил
обязать МО «город
Ульяновск» обустроить тротуар на всем
протяжении ул. Академика Павлова с нечетной стороны домов, произвести ремонт
тротуара с четной стороны домов улицы
Академика Павлова в районе дома № 18, а также на участке от дома № 28 А до дома
№ 28.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых
требований к МО «город
Ульяновск» об обустройстве тротуара на всем протяжении ул. Академика Павлова с
нечетной стороны домов. Производство по делу в этой части
требований прекращено определением суда от 23.10.2018.
Судом, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска,
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД
России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением
суда, считает его незаконным и необоснованным.
В обоснование ссылается на то, что автомобильная дорога, расположенная
на улице Академика Павлова в Заволжском
районе г.Ульяновска числится в реестре
муниципальной собственности и передана в оперативное управление Управлению
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Тротуар –
является частью автомобильной дороги. МБУ
«Дорремстрой» создано с целью выполнения нужд МО «город Ульяновск», работ по
содержанию дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В связи с дефицитом бюджета МО «город Ульяновск», расходы на ремонт
тротуара на ул.Академика Павлова в городе Ульяновке на 2018 год не
предусмотрены.
Кроме прокурора в
судебное заседание суда апелляционной инстанции другие участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса
согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не
усматривает оснований для отмены решения суда.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных
дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,
регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона
содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего
технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния,
а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание
автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности,
осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения
согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона
от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления
городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность
по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным
техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица,
осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от
10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами
местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от
08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от
06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», местная администрация является постоянно действующим
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального
образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального
закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город
Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что
тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием,
проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р
52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные
пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Пунктом 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные
общего пользования» установлено, что тротуары располагают с обеих сторон
дороги, при односторонней застройке - с одной стороны.
Разрешая
спор по существу, руководствуясь приведенными правовыми нормами, оценив
имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, исходя из того,
что обстоятельства нуждаемости ремонта
тротуара с четной стороны домов улицы Академика Павлова в районе дома № 18, а
также на участке от дома № 26А до дома № 28 подтверждаются имеющимися
доказательствами, обязанность по содержанию дорог в надлежащем состоянии
органом местного самоуправления не исполнена, суд первой инстанции пришел к
выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная
коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку он
основан на правильном толковании и применении норм материального права к
установленным правоотношениям.
При
таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил на
администрацию города Ульяновска обязанность
по ремонту тротуара.
Довод апелляционной жалобы о том, что дорожную деятельность
осуществляет отраслевой орган администрации города, не опровергает вывода суда первой инстанции,
поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной
деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается
уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа
осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание
специализированного юридического лица) является правом муниципального
образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения)
законодательно предусмотренной обязанности по
содержанию дорог и тротуаров,
несет именно данный орган местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства,
которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы
жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с
чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным,
постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств,
верном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 23 октября 2018 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: