Судебный акт
Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 19.12.2018 под номером 77709, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                   Дело № 33а-5222/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                   11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре  Туктаровой  Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2018 года, по которому постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Борисовой Любови Алексеевны к администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным удовлетворить частично.

Признать заключение межведомственной комиссии от 15.02.2018 № 9 в отношении жилого дома по адресу: город Ульяновск, *** незаконным.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении квартир *** и *** в доме *** в  городе Ульяновске и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  Борисовой Л.А. и прокурора Сальникова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Борисовой Л.А., обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о  признании  незаконным  заключения межведомственной комиссии от 15.02.2018  № 9 по дому *** в городе Ульяновске, возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания  квартир *** и ***  жилого дома  аварийными и подлежащим сносу или реконструкции.

Требования мотивировал тем, что   заключение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания дома аварийным  и подлежащим сносу или реконструкции принято на основании  акта  обследования жилого дома от января 2018 года и заключения о признании жилого  помещения непригодным для проживания, составленных Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора. Заключение комиссии принято в отсутствие подтверждающих документов и без проведения дополнительного обследования жилого дома. Заключение  не содержит обоснования  принятого решения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Кузнецов И.В., Кузнецова Т.А., Карпова Г.А., Шерстнева Т.В., Шерстнева В.Г., Мазилкин А.В., Пескова С.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на то, что  признание  жилого дома непригодным для проживания осуществляется в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006  № 47.

Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, который обладает исключительной компетенцией по рассмотрению  заявлений об оценке соответствия помещений установленным требованиям, определению перечня дополнительных документов и направлению  запросов и принятию решения в виде заключения о признании помещения  и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.  Заключение межведомственной комиссии является законным и обоснованным. Прокурор  не вправе был обращаться  в суд  в защиту  прав Борисовой Л.А.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание  кроме Борисовой  Л.А. и прокурора Сальникова А.А.  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом  о времени и месте  рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Борисова Л.А. с 15.02.2008 является собственником 2-комнатной квартиры № ***, заинтересованные лица Кузнецов И.В. и Кузнецова Т.А. являются собственниками квартиры № ***, Карпова Г.А. является собственником квартиры  № ***, Шерстнева Т.В. и  Шерстнева В.Г. являются собственниками квартиры № *** Мазилкин А.В. является собственником квартиры № ***, Пескова С.В. является собственником квартиры № *** дома  *** в г.Ульяновске.

Как следует из заключения о признании жилых помещений непригодными для проживания, утвержденного 09.01.2018 директором Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, 09.01.2018 было проведено обследование жилого дома по адресу: г. Ульяновск, *** по обращению поступившего от депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 09.01.2018 № 16, в ходе обследования, при визуальном осмотре, выявлены следующие нарушения:  кв. № ***, *** находятся на втором этаже, данный этаж имеет деревянные стены, наблюдается загнивание, зыбкость, разрушение. В кв. № ***, *** имеется уклон пола и потолка, наличие трещин на внутренних стенах,  наличие следов протечки, разрушение потолка, имеется уклон, разрушение лестничного марша входа на второй этаж.

Указанное заключение, копия акта обследования жилого дома Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора от 30.01.2008 № Р-1, копия обращения от 09.01.2018 были направлены 31.01.2018 Департаментом в адрес Главы администрации города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией.

По результатам рассмотрения документов межведомственная комиссия 15.02.2018 приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома *** в городе Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, проанализировав Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006               № 47, пришел к обоснованному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии №9 от 15.02.2017.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Установлено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с п. 46 Положения  в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Из материалов дела следует, что заключение межведомственной комиссии принималось на основании следующих документов: заключение, выполненное Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 09.01.2018, акт обследования жилого дома от 09.01.2018.

Однако на рассмотрение комиссии акт обследования жилого дома *** от 09.01.2018 фактически не представлялся, согласно письму от 31.01.2018 направлялся акт обследования от 30.01.2018 № Р-1.

Согласно акту обследования от 30.01.2018 № Р-1 в ходе обследования, при визуальном осмотре установлено:  кв. 5, 6 находятся на втором этаже, данный этаж имеет деревянные стены, наблюдается загнивание, зыбкость, разрушение. В квартирах № ***, *** имеется уклон пола и потолка, наличие трещин на внутренних стенах, наличие следов протечки, разрушение потолка, имеется уклон, разрушение лестничного марша входа на второй этаж.

Вместе с тем принятое межведомственной комиссией заключение противоречит вышеприведенным документам. При этом мотивы, по которым межведомственной комиссией принято данное заключение,  не приведены. Дополнительное обследование дома не проводилось.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В данном случае межведомственная комиссия утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 29.06.2017 № 1577, не является юридическим лицом, а представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией города Ульяновска. Таким образом, ответственность за принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация города Ульяновска.

Вопреки  доводам апелляционной жалобы, прокурор, в соответствии  с положениями ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имел право на обращение в суд  за защитой прав  Борисовой Л.А., которая в силу преклонного возраста, состояния здоровье, не могла  самостоятельно  обратиться в суд с данным иском.

Решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, в связи с  этим оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  судебная коллегия
 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября                     2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: