УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьев Н.Н. Дело
№ 33-4789/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Салая
Вячеслава Валерьевича на решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 7 августа 2018 года, по которому постановлено:
Исковые
требования Салая Вячеслава Валерьевича о признании права на досрочное
назначение страховой пенсии на льготных условиях, возложении на Государственное
учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском
районе Ульяновской области включить в специальный стаж периоды работы: с
31.12.2014 по 31.08.2017 - 2 года 7 месяцев 28 дней в должности врача акушера-гинеколога
поликлиники на 0,5 ставки, в должности врача акушера-гинеколога дневного
стационара при поликлинике на 0,5 ставки, в должности врача акушера- гинеколога
по оказанию экстренной помощи на 0,75 ставки в гинекологическом отделении
стационара ГУЗ «Ч***»; с 01.09.2017 по 01.04.2018 в должности врача акушера-
гинеколога дневного стационара на 0,5 ставки, в должности врача акушера-
гинеколога стационара на 0,5 ставки, в должности врача акушера – гинеколога
стационара экстренной помощи на 0,75 ставки в ГУЗ «Ч***»; с 02.04.2017 по
настоящее время в должности врача акушера – гинеколога по оказанию экстренной
помощи на ставку в гинекологическом отделении стационара ГУЗ «Ч***» в льготном исчислении, путем суммирования
двух льгот как один год и 9 месяцев за один год и назначении пенсии с момента
обращения, т.е. с 17.04.2018 – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Салай
В.В. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском
районе Ульяновской области о признании решения незаконным, включении периодов
работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование
иска указал, что обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении
пенсии. Решением от 28.04.2017 в назначении пенсии было отказано, в связи с
отсутствием необходимого стажа, с чем он не согласен. Пояснил, что в оспариваемые периоды он работал на
вышеуказанных ставках и профессии только в ГУЗ «Ч***». Дневной
стационар, где он работал, относится в поликлинике ГУЗ «Ч***». Ежедневно
осуществлял прием больных, в том числе экстренных, проводил консервативное и
оперативное лечение, от 6 до 10 раз в месяц работал дежурантом.
Просил признать право на досрочное
назначение страховой пенсии на льготных условиях, обязать ответчика включить в
специальный стаж периоды работы: с 31.12.2014 по 31.08.2017 - 2 года 7 месяцев
28 дней в должности врача акушера-гинеколога поликлиники на 0,5 ставки, в
должности врача акушера-гинеколога дневного стационара при поликлинике на 0,5
ставки, в должности врача акушера- гинеколога по оказанию экстренной помощи на
0,75 ставки в гинекологическом отделении стационара ГУЗ «Ч***»; с 01.09.2017 по
01.04.2018 в должности врача акушера- гинеколога дневного стационара на 0,5
ставки, в должности врача акушера- гинеколога стационара на 0,5 ставки, в
должности врача акушера-гинеколога стационара экстренной помощи на 0,75 ставки
в ГУЗ «Ч***»; с 02.04.2017 по настоящее время в должности врача
акушера-гинеколога по оказанию экстренной помощи на одну ставку в
гинекологическом отделении стационара ГУЗ «Ч***» в льготном исчислении, путем суммирования двух льгот как один год и 9
месяцев за один год и назначить пенсию с момента обращения, т.е. с 17.04.2018.
Определением
суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУЗ «Чердаклинская РБ».
Рассмотрев
данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Салай В.В. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его
исковых требований в полном объёме.
В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные
изложенным в исковом заявлении, ссылаясь в обоснование своих требований на
свидетельские показания и письменные доказательства, представленные в ходе
судебного разбирательства. Дополняет, что его трудовая деятельность
осуществлялась в предусмотренных законом условиях для назначения ему досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых
пенсиях».
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в
Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение
суда без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при
наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности),
дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного
закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №
665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая
пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности),
дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного
постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, применяется в частности, Список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно
осуществлявшие в том числе не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных
соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи
с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О
практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые
пенсии», согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком
подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды,
имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и
после такой регистрации.
Периоды
работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу ч.2
ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ подтверждаются на основании
сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Перечень структурных
подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего
медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как
год и шесть месяцев (Приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения).
Как
установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.04.2018
Салай В.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
Чердаклинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении страховой
пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением
ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе
Ульяновской области № 153788/18 от 28.04.2017 истцу отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа
30 лет. При этом в стаж, дающий право на льготную страховую пенсию, не был
включен период работы с 09.03.2016 по 11.03.2016, т.к. заявитель находился в
отпуске без сохранения заработной платы.
Периоды
работы с 31.12.2014 по 08.03.2016 и с 12.03.2016 по 16.04.2018 в должности
врача акушера- гинеколога в поликлинике на 0,5 ставки и в должности врача
акушера- гинеколога дневного стационара при поликлинике на 0,5 ставки в ГУЗ «Ч***»
были исчислены в льготном порядке 1 год работы за 1 год 3 месяца , так как
указанное лечебное учреждение относится к сельской местности, а должности и
учреждения предусмотрены Списком №781. Кроме того, не представилось возможным
засчитать в льготном порядке 1 год работы как 1 год и 6 месяцев , так как
данное льготное исчисление возможно только в отношении периодов работы в
качестве оперирующих врачей- специалистов в отделениях хирургического профиля
стационаров. Дневной стационар относился к поликлинике ГУЗ «Ч***». В
специальный стаж истца засчитано 28 лет 10 месяцев 11 дней.
Из трудовой книжки Салая В.В. следует, что 08.04.2009 он
принят на работу на должность врача акушера- гинеколога акушерского отделения
МУЗ «Ч***», которая в последующем была переименована в государственное
учреждение здравоохранения «Ч***»; 31.12.2014 переведен на должность врача
акушера-гинеколога в поликлинику и одновременно принят на должность врача акушера-гинеколога
в дневной стационар на условиях внутреннего совместительства; 01.09.2017
переведен на должность врача акушера- гинеколога гинекологического отделения.
Судом также установлено, что 02.09.2017 трудовой договор по
внутреннему совместительству, заключенный с истцом Салай В.В., расторгнут по
инициативе работника.
Кроме того, из дополнительного соглашения к трудовому
договору №360 от 31.12.2014 следует, что истец был принят на работу в
гинекологическое отделение на должность врача акушера- гинеколога ( оказание
экстренной помощи) на одну ставку. Сведения о работе истца по совместительству
на 0,5 ставки врачом акушером-гинеколога дневного стационара ГУЗ «Ч***» и на
0,5 ставки врачом акушером-гинекологом в поликлинике ГУЗ «Ч***» подтверждаются
трудовыми договорами № 360, №362 от 31.12.2014.
Согласно приказу № 561 от 31.12.2014 Салай В.В., работавший
врачом акушером- гинекологом на 0,5 ставки переведен в поликлинику ГУЗ «Ч***» в
гинекологический кабинет поликлиники на 0,5 ставки врачом акушером-
гинекологом. Приказом №564 от 31.12.2014 Салай В.В. на условиях внутреннего
совмещения принят на 0,5 ставки врачом акушером-гинекологом дневного стационара
ГУЗ «Ч***». Приказами № 183 от 31.12.2014, № 178 от 30.12.2016 истцу разрешено
совместительство на 0,5 ставки за фактически отработанное время с 01.01.2015 и
соответственно с 01.01.2017 на время вакансии врача акушера- гинеколога по
оказанию экстренной помощи. На основании приказа № 198 от 31.12.2015 истец с
01.01.2016 работал по совместительству до 0,75 ставки врачом
акушером-гинекологом экстренной помощи. Приказом № 198 от 29.12.2017 Салаю В.В.
разрешено совместительство до 0,55 ставки за фактически отработанные часы с
01.01.2018 по 31.12.2018 на время вакансии врача акушера-гинеколога (по
оказанию экстренной помощи). Приказом № 113 от 03.03.2016 истцу предоставлен
административный отпуск с 09.03.2016 по 11.03.2016.
Установив указанные выше обстоятельства, дав оценку
собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом
требований закона, отказывая Салаю В.В. в удовлетворении исковых требований о
включении в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения спорных периодов
работы и иной деятельности в льготном исчислении (один год работы за один год и
6 месяцев), суд исходил из того, что представленные в суд истцом доказательства
не содержат достоверных, убедительных сведений о том, что суммарная нагрузка у
истца в спорные периоды была не менее единицы на ставку заработной платы в
должностях, определенных структурных подразделениях, определенных лечебных
учреждениях, которые поименованы Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и
должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение
года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой
исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно
определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует
руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для
дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона
и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию
законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в
обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой
инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования
представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Ссылка в
апелляционной жалобе истца на показания свидетелей, правового значения для рассмотрения
настоящего спора не имеет, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 14
Федерального закона «О страховых пенсиях», характер работы показаниями
свидетелей не подтверждается.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда
по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по
делу обстоятельствам и требованиям пенсионного законодательства при его правильном толковании. Каких-либо нарушений
норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой
инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не
усматривает.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 августа 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Салая Вячеслава Валерьевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: