Судебный акт
Ликвидация несанкционированных свалок
Документ от 09.10.2018, опубликован на сайте 16.10.2018 под номером 76311, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                     Дело № 33а-4234/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 9 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления по благоустройству администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июля 2018 года, по которому постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района города Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить обязанность на  администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в кадастровом квартале *** объемом 200 кв.м.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории участка по *** площадью 200 кв.м расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Никаких мер по очистке загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не предпринимается. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности. Расположение несанкционированной свалки на территории города нарушает права жителей города на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.  

В связи с этим прокурор Ленинского района города Ульяновска просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную  в кадастровом квартале ***.

В судебное заседание  кроме прокурора, остальные участники  процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления по благоустройству администрации города Ульяновска просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.  Указывают, что  судом не установлена вина в действиях администрации города Ульяновска. Обращает внимание на то, что несанкционированная свалка образовалась в результате жизнедеятельности местного населения. Полагают, что лица, разместившие отходы, мусор  в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории. Считают, что судом не установлено лицо, виновное в образовании несанкционированной свалки. Суд возложил  на орган местного самоуправления функции хозяйствующего субъекта, что является нарушением действующего законодательства, поскольку администрация г.Ульяновска в силу свих полномочий хозяйственной деятельностью не занимается.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска на территории участка по *** площадью 200 кв.м захламлена твердыми бытовыми отходами, строительным мусором. Данный факт подтверждается актом обследования территории от 16 мая 2018 года,  фотоматериалами.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что бездействие администрации г.Ульяновска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года                   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на администрацию города Ульяновска обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на администрацию города Ульяновска функции хозяйствующего субъекта, хотя администрация города Ульяновска таковым не является,  на администрации г.Ульяновска лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами, основанием для отмены решения суда не являются.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления по благоустройству администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: