УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Дворцова Н.В.
Дело № 33а-4234/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9
октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления по
благоустройству администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 3 июля 2018 года, по которому
постановлено:
административный иск прокурора Ленинского района
города Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности
удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию города Ульяновска ликвидировать
несанкционированную свалку, расположенную в кадастровом квартале *** объемом
200 кв.м.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
прокурора Сальникова А.А.,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к
администрации города Ульяновска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной
свалки.
В обоснование иска указал, что в
ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства
установлено, что на территории участка по *** площадью 200 кв.м расположена
несанкционированная свалка бытовых отходов. Никаких мер по очистке загрязненной
территории администрацией г.Ульяновска не предпринимается. Земельный участок,
на котором расположена несанкционированная свалка, находится в муниципальной
собственности. Расположение несанкционированной свалки на территории города
нарушает права жителей города на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация
свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в
населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
В связи с этим прокурор
Ленинского района города Ульяновска просил возложить на администрацию города
Ульяновска обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов
производства и потребления, расположенную
в кадастровом квартале ***.
В
судебное заседание кроме прокурора,
остальные участники процесса не явились,
о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления
по благоустройству администрации города Ульяновска просят отменить решение суда как
незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального
права. Указывают, что судом не установлена вина в действиях
администрации города Ульяновска. Обращает внимание на то, что несанкционированная
свалка образовалась в результате жизнедеятельности местного населения.
Полагают, что лица, разместившие отходы, мусор
в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и
очистку данной территории. Считают, что судом не установлено лицо, виновное в
образовании несанкционированной свалки. Суд возложил на орган местного самоуправления функции
хозяйствующего субъекта, что является нарушением действующего законодательства,
поскольку администрация г.Ульяновска в силу свих полномочий хозяйственной
деятельностью не занимается.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского
района города Ульяновска просит решение оставить без изменения, а апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда первой инстанции.
В
соответствии со статьей 42
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно
статье 10
Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного
самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
Отходы
производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению,
утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и
способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться
законодательством Российской Федерации (пункт 1
статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К
вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий
по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов
(часть 3
статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Частью 1
статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы
производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых
должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые
должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов
дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением
специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска на
территории участка по *** площадью 200 кв.м захламлена твердыми бытовыми
отходами, строительным мусором. Данный факт подтверждается актом обследования
территории от 16 мая 2018 года,
фотоматериалами.
Удовлетворяя
требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в
интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что
бездействие администрации г.Ульяновска по решению вопросов местного значения в
части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов
производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов
граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу
безопасности жизни и здоровья граждан.
Судебная
коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на
законе и материалах дела.
В
силу пункта 1
статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат
регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными
требованиями.
К
полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области
обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в
том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях
соответствующих городских округов (пункт 3
статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления»).
На
основании пункта 24
части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных
отходов.
Суд,
исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно
определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к
выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на
администрацию города Ульяновска обязанность по ликвидации несанкционированной
свалки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на администрацию города
Ульяновска функции хозяйствующего субъекта, хотя администрация города
Ульяновска таковым не является, на
администрации г.Ульяновска лежит обязанность лишь по организации деятельности
по обращению с отходами, основанием для отмены решения суда не являются.
Исходя
из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в
организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных
отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом
выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание
специализированного юридического лица) является правом муниципального
образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения)
законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых
отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации
несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.
Учитывая,
что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь
статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 3 июля 2018 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления по
благоустройству администрации города Ульяновска - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: