УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Усова В.Е.
Дело № 33а-4256/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9
октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5
июля 2018 года, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах
неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать
бездействие муниципального образования «город Ульяновск», выражающееся в
неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию дорог и тротуаров
незаконным.
Обязать
муниципальное образование «город Ульяновск» произвести строительство тротуара с
обеих сторон дороги по ***, а также от *** и произвести ремонт дороги от дома ***
города Ульяновска.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., прокурора Сальникова
А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного
круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города
Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
произвести строительство тротуара с обеих сторон дороги по ***, а также от дома
*** и произвести ремонт дороги от *** до пересечения с улицей Тельмана города
Ульяновска.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований
законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и
дорожного движения, проведенной на территории Заволжского района города Ульяновска прокуратурой Заволжского района
совместно с ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено,
что администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» ненадлежащим
образом выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог
в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В нарушение требований закона и п.3, п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93
на проезжей части автомобильной дороги от *** имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде мелких выбоин, затрудняющие движение транспортных средств с
разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В
нарушение требований п. 4.5.1.1.,
п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют
тротуары при двухсторонней застройке по ***.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УГИБДД
УМВД России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с
вынесенным решением, считает его незаконным и необоснованным.
В обоснование указывает, что администрация города Ульяновска не
является надлежащим административным ответчиком, поскольку автомобильная
дорога, расположенная по проезду ***, числится в реестре
муниципальной собственности, передана в
управление Управлению дорожного
хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска. Обращает внимание на то, что данная дорога
относится к 4-ой технической категории. В первую очередь проводится ремонт
дорог, относящихся к 1 и 2 категории. Ямочный ремонт спорной дороги
запланирован на июль-август 2018 года.
Указывает, что тротуар по ул. *** (от ЦГБ до остановки «Итиль»)
частично имеется и находится в нормативном состоянии, со стороны парка имени
40-летия ВЛКСМ от центрального входа до ГУЗ «Центральная городская клиническая
больница г. Ульяновска» отсутствует застройка и в соответствии с ГОСТ
строительство тротуара на данном участке дороги не требуется.
Кроме прокурора в
судебное заседание суда апелляционной инстанции другие участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса
согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не
усматривает оснований для отмены решения суда.
Отношения, возникающие в связи с использованием
автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской
Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 12
статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной
дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния
автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации
и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6
указанной статьи содержание автомобильных дорог является
разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении
автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1
статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений,
муниципальных районов, городских округов.
Обязанность
по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным
техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица,
осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи
12 Федерального закона от 10.12.1995 №
196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами
местного самоуправления (часть 3 статьи
15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная
администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части
1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам
местного значения городского округа относится
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения
в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на
них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных
мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление
иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам,
определены в «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации.
Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,
утвержденном Постановлением Госстандарта
России от 11.10.1993 № 221).
В соответствии с пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93
«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие
проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих
движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения
скоростью.
Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что
тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием,
проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р
52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные
пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Пунктом 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные
общего пользования» установлено, что тротуары располагают с обеих сторон
дороги, при односторонней застройке - с одной стороны.
Разрешая
спор по существу, руководствуясь приведенными правовыми нормами, оценив
имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, исходя из того,
что обстоятельства нуждаемости дороги
от *** в ремонта, отсутствие тротуара ***,
подтверждаются имеющимися доказательствами, обязанность по содержанию дорог в
надлежащем состоянии органом местного самоуправления не исполнена, суд первой
инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Судебная
коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку он
основан на правильном толковании и применении норм материального права к
установленным правоотношениям.
При
таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил на
администрацию города Ульяновска обязанность
по строительству тротуара и приведения в
соответствие с нормативными требованиями
проезжую часть дороги.
Довод апелляционной жалобы о том, что дорожную деятельность
осуществляет отраслевой орган администрации города, не опровергает вывода суда первой инстанции,
поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной
деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается
уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа
осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание
специализированного юридического лица) является правом муниципального
образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения)
законодательно предусмотренной обязанности по
содержанию дорог и тротуаров,
несет именно данный орган местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства,
которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы
жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с
чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным,
постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств,
верном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5
июля 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи