Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Содержание дорог
Документ от 09.10.2018, опубликован на сайте 16.10.2018 под номером 76300, 2-я гражданская, о признании бездействий МО город Ульяновск , выраженное в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию дороги тротуаров незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                          Дело № 33а-4256/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 9 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования «город Ульяновск», выражающееся в неисполнении возложенных на него обязательств по содержанию дорог и тротуаров незаконным.

Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести строительство тротуара с обеих сторон дороги по ***, а также от *** и произвести ремонт дороги от дома *** города Ульяновска.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести строительство тротуара с обеих сторон дороги по ***, а также от дома *** и произвести ремонт дороги от *** до пересечения с улицей Тельмана города Ульяновска.

В обоснование требований указал, что в  ходе проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения, проведенной на территории Заволжского района города  Ульяновска прокуратурой Заволжского района совместно с ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» ненадлежащим образом выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии.

В нарушение требований закона и п.3, п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части автомобильной дороги от *** имеются дефекты  асфальтобетонного покрытия в виде  мелких выбоин,  затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной  Правилами дорожного движения  скоростью. В  нарушение  требований п. 4.5.1.1., п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007  отсутствуют тротуары при двухсторонней застройке по ***.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с вынесенным решением, считает его незаконным и необоснованным.

В обоснование указывает, что администрация города Ульяновска не является надлежащим административным ответчиком, поскольку автомобильная дорога, расположенная по проезду ***, числится в реестре муниципальной собственности, передана в  управление Управлению дорожного  хозяйства и  транспорта администрации  города Ульяновска.  Обращает внимание на то, что данная дорога относится к 4-ой технической категории. В первую очередь проводится ремонт дорог, относящихся к 1 и 2 категории. Ямочный ремонт спорной дороги запланирован на июль-август 2018 года.

Указывает, что тротуар по ул. *** (от ЦГБ до остановки «Итиль») частично имеется и находится в нормативном состоянии, со стороны парка имени 40-летия ВЛКСМ от центрального входа до ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» отсутствует застройка и в соответствии с ГОСТ строительство тротуара на данном участке дороги не требуется.

Кроме прокурора в  судебное заседание суда апелляционной инстанции другие   участники процесса не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995    196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003                         № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона                        от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам, определены в «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном  Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221).

В соответствии с пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

Пунктом 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» установлено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, при односторонней застройке - с одной стороны.

Разрешая спор по существу, руководствуясь приведенными правовыми нормами, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, исходя из того, что обстоятельства нуждаемости   дороги от *** в ремонта,  отсутствие тротуара ***, подтверждаются имеющимися доказательствами, обязанность по содержанию дорог в надлежащем состоянии органом местного самоуправления не исполнена, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм материального права к установленным правоотношениям.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность  по строительству тротуара  и приведения  в  соответствие с нормативными требованиями  проезжую часть дороги.

Довод апелляционной жалобы о том, что дорожную деятельность осуществляет отраслевой орган администрации города,   не опровергает вывода суда первой инстанции, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по  содержанию дорог  и тротуаров, несет именно данный орган местного самоуправления.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 июля                    2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Председательствующий                                               Судьи