Судебный акт
Установление адм.надзора
Документ от 17.07.2018, опубликован на сайте 24.07.2018 под номером 74497, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Макеев И.А.                                                                        Дело № 33а-3197/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казанного учреждения «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24  мая 2018 года, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления                                   ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области»  об установлении административного надзора в отношении Магомедова Дамады Бакаровича, *** года рождения,  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., заключение прокурора               Колгановой Е.А., полагавшей решение  суда подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» (далее ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Магомедова Д.Б.

В обоснование иска указано, что Магомедов Д.Б. осужден  приговором Шамильского районного суда  Республики Дагестан от 16.09.2016 по ч.5 ст. 33,               ч.2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации  к  лишению свободы  сроком на  2 года с отбыванием  в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 6 месяцев.

Отбывает наказание с 29.07.2016, конец срока 28.07.2018.

За период отбывания наказания осужденный неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что на него налагались дисциплинарные взыскания, которые в настоящее время не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. 20.12.2016 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

ФКУ  ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области  полагает необходимым  установить в отношении Магомедова Д.Б. административный надзор сроком на                3 года с установлением следующих  ограничений: запрета пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы территории муниципального образования «Шамильский район Республики Дагестан»;  явки  четыре раза в месяц  в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, не носящих общественно-политического характера, а также отдельные публичные мероприятия, а именно митингов, шествий, демонстраций, фестивалей, пикетирования.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области выражая несогласие с решением суда, просит  его отменить и принять новое  решение об удовлетворении исковых требований.

Указывает на то, что администрация  исправительного учреждения не лишена права обращаться в суд с иском об установлении административного  надзора в отношении осужденных, которым приговором суда назначено  дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

В возражениях  на апелляционную жалобу  помощник прокурора  Заволжского района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Магомедов  Д.Б.  не заявил об участии в судебном заседании путем видеоконференцсвязи.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся  лиц, согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия  приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, приговором  Шамильского районного суда   Республики Дагестан  от  16.09.2016   Магомедов  Д.Б.  был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст.33, ч.2 ст. 208  Уголовного кодекса Российской Федерации и  ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года  с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а также дополнительное наказание в виде ограничения свободы  сроком на 6 месяцев.

28.07.2018 осужденный  Магомедов Д.Б.  подлежит освобождению из мест лишения свободы в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу:  Республика Дагестан, Шамильский район, с. Тидиб.

Магомедов Д.Б.  отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области с 19.12.2016 за совершение  преступления, предусмотренного ст.  208 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Неоднократно  допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания.  23.12.2016 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, предусмотренного статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции, отказывая в установлении административного надзора в отношении Магомедова Д.Б. сослался на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017  № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»,               п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011  № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и пришел к выводу, что с заявлением об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, могут обратиться в суд только органы внутренних дел, администрация исправительного учреждения сделать это не вправе.

С выводом суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Статьей 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;  органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Статьей 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации  предусмотрена обязанность администрации исправительного учреждения подавать в суд заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

Статьей 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрена обязанность органов внутренних дел подавать в суд заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, подвергнутых дополнительному наказанию в виде ограничения свободы.

Таким образом, законодательство (в том числе статья 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не содержит положений, исключающих возможность установления административного надзора по заявлению администрации исправительного учреждения в отношении лиц, подвергнутых дополнительному наказанию в виде ограничения свободы в период отбытия ими наказания в виде лишения свободы, в случае, если лицо освобождается из мест лишения свободы  и находится в исправительной колонии.

Данные  обстоятельства  не опровергаются разъяснениями, данными в п.2  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017                № 15 «О применении  судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы», конкретизирующими правила подсудности данной категории дел.

Административный надзор является функцией государства, его установление в вышеуказанном порядке (не по заявлению органа внутренних дел) не может признаваться обстоятельством, умаляющим права лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.

При этом определяющее значение имеет лишь соблюдение порядка исчисления срока административного надзора.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №  15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).

В данном случае, с учетом содержания приговора, срок административного надзора должен исчисляться со дня отбытия  Магомедовым Д.Б.  наказания в виде ограничения свободы.

Таким образом, имеются основания, предусмотренные ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для установления в отношении   Магомедова  Д.Б. административного надзора.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»  административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 УК Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действующего в период совершения Магомедовым  Д.Б. преступления), в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за  преступления средней тяжести,  судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования о необходимости установления в отношении  Магомедову Д.Б. административного надзора сроком на 3 года  подлежат удовлетворению.

При этом административные ограничения в отношении Магомедова  Д.Б.  на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.

В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» к  Магомедову Дамады  Бакаровичу об установлении административного надзора удовлетворить.

Установить в отношении Магомедова Дамады Бакаровича административный надзор сроком на 3 года  с установлением следующих ограничений:

1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства  либо пребывания с  23.00 часов до 06.00 часов;

2) запретить выезжать за пределы  территории  муниципального образования «Шамильский район», Республики Дагестан.

3) 4 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства,  пребывания  или фактического нахождения для регистрации.

4) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (и  участия в них),  не носящих общественно-политического характера, а также отдельные публичные мероприятия, а именно митингов, шествий, демонстраций, фестивалей, пикетирования.

Исчислять срок административного надзора в отношении  Магомедова  Дамады Бакаровича  со дня отбытия им наказания в виде ограничения свободы.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи