УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Макеев И.А.
Дело № 33а-3197/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17
июля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Федерального казанного учреждения «Исправительная колония
№ 8 УФСИН России по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда
города Ульяновска от 24 мая 2018 года,
по которому постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФКУ
«Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в
отношении Магомедова Дамады Бакаровича, *** года рождения, отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., заключение
прокурора Колгановой Е.А.,
полагавшей решение суда подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» (далее ФКУ
ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении
Магомедова Д.Б.
В обоснование иска указано, что
Магомедов Д.Б. осужден приговором
Шамильского районного суда Республики
Дагестан от 16.09.2016 по ч.5 ст. 33, ч.2 ст. 208 Уголовного кодекса
Российской Федерации к лишению свободы сроком на
2 года с отбыванием в
исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 6 месяцев.
Отбывает наказание с 29.07.2016,
конец срока 28.07.2018.
За период отбывания наказания
осужденный неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания
наказания, за что на него налагались дисциплинарные взыскания, которые в
настоящее время не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. 20.12.2016 признан
злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
ФКУ
ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области
полагает необходимым установить в
отношении Магомедова Д.Б. административный надзор сроком на 3 года с установлением
следующих ограничений: запрета
пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо
пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до
06.00 часов; запрета выезжать за пределы территории муниципального образования
«Шамильский район Республики Дагестан»;
явки четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства
или пребывания для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и
иных мероприятий и участия в них, не носящих общественно-политического
характера, а также отдельные публичные мероприятия, а именно митингов, шествий,
демонстраций, фестивалей, пикетирования.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области выражая
несогласие с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об
удовлетворении исковых требований.
Указывает на то,
что администрация исправительного
учреждения не лишена права обращаться в суд с иском об установлении
административного надзора в отношении
осужденных, которым приговором суда назначено
дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Заволжского района г.Ульяновска просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание участники процесса не явились, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Магомедов Д.Б. не
заявил об участии в судебном заседании путем видеоконференцсвязи.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, согласно ст. 150, ч. 2
ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания
и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Как
видно из материалов дела, приговором
Шамильского районного суда
Республики Дагестан от 16.09.2016
Магомедов Д.Б. был признан виновным в совершении
преступления, предусмотренного ч. 5 ст.33, ч.2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации
и ему назначено наказание в виде лишения
свободы сроком на 2 года с отбыванием
наказания в исправительной колонии общего режима, а также дополнительное
наказание в виде ограничения свободы
сроком на 6 месяцев.
28.07.2018
осужденный Магомедов Д.Б. подлежит освобождению из мест лишения свободы
в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на
постоянное место жительства по адресу:
Республика Дагестан, Шамильский район, с. Тидиб.
Магомедов
Д.Б. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН
России по Ульяновской области с 19.12.2016 за совершение преступления, предусмотренного ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За
период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны.
Неоднократно допускал нарушения
установленного порядка отбывания наказания.
23.12.2016 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания
наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания.
В
силу п. 3 ч. 2 ст.
3 указанного Закона административный надзор устанавливается
независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей
статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или
освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую
судимость за совершение преступления, предусмотренного статьями 205
- 205.5,
206,
208,
211,
220,
221,
277
- 279,
282
- 282.3,
295,
317,
357,
360
и 361
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в установлении
административного надзора в отношении Магомедова Д.Б. сослался на п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О применении судами законодательства
при рассмотрении дел об административном надзоре», п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального
закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и
пришел к выводу, что с заявлением об установлении административного надзора за
лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение
свободы, могут обратиться в суд только органы внутренних дел, администрация
исправительного учреждения сделать это не вправе.
С выводом суда первой инстанции нельзя согласиться по
следующим основаниям.
Статьей
270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
установлено, что административное исковое заявление об установлении
административного надзора подается в суд: исправительным учреждением - в
отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; органом внутренних дел - в отношении лица,
освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего
наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного
вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы
ограничением свободы.
Статьей 173.1 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность администрации
исправительного учреждения подавать в суд заявление об установлении административного
надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Статьей 12 Федерального закона от 06.04.2011 №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» предусмотрена обязанность органов внутренних дел подавать в суд
заявление об установлении административного надзора в отношении лиц,
подвергнутых дополнительному наказанию в виде ограничения свободы.
Таким
образом, законодательство (в том числе статья 270 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации) не содержит положений, исключающих
возможность установления административного надзора по заявлению администрации
исправительного учреждения в отношении лиц, подвергнутых дополнительному
наказанию в виде ограничения свободы в период отбытия ими наказания в виде
лишения свободы, в случае, если лицо освобождается из мест лишения свободы и находится в исправительной колонии.
Данные обстоятельства не опровергаются разъяснениями, данными в
п.2 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел
об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», конкретизирующими правила
подсудности данной категории дел.
Административный
надзор является функцией государства, его установление в вышеуказанном порядке
(не по заявлению органа внутренних дел) не может признаваться обстоятельством,
умаляющим права лица, в отношении которого устанавливается административный
надзор.
При
этом определяющее значение имеет лишь соблюдение порядка исчисления срока
административного надзора.
В
соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017
№ 15 «О некоторых вопросах, возникающих
при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» при назначении лицу ограничения свободы
в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части
наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного
надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части
3 статьи 273 КАС РФ, часть 4
статьи 5 Закона об административном надзоре).
В
данном случае, с учетом содержания приговора, срок административного надзора
должен исчисляться со дня отбытия
Магомедовым Д.Б. наказания в виде
ограничения свободы.
Таким
образом, имеются основания, предусмотренные ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №
64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» для установления в отношении
Магомедова Д.Б. административного
надзора.
В
соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011
№ 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» административный надзор
устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи
3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством
Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после
отбытия наказания.
Согласно
п. "г" ч. 3 ст. 86 УК Российской
Федерации (в редакции Федерального закона, действующего в период совершения
Магомедовым Д.Б. преступления), в
отношении лиц, осужденных к лишению свободы за
преступления средней тяжести,
судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
При
таких обстоятельствах, административные исковые требования о необходимости
установления в отношении Магомедову Д.Б.
административного надзора сроком на 3 года
подлежат удовлетворению.
При
этом административные ограничения в отношении Магомедова Д.Б.
на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям
закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения
им преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального
профилактического воздействия.
В связи с
вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением
нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2018 года отменить.
Принять по
делу новое решение, которым административное исковое заявление ФКУ
«Исправительная колония № 8 УФСИН России по Ульяновской области» к Магомедову Дамады Бакаровичу об установлении административного
надзора удовлетворить.
Установить в отношении Магомедова Дамады Бакаровича
административный надзор сроком на 3 года
с установлением следующих ограничений:
1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения,
являющегося местом жительства либо
пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов;
2) запретить выезжать за пределы территории
муниципального образования «Шамильский район», Республики Дагестан.
3) 4 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту
жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
4) запретить посещение мест проведения массовых и иных
мероприятий (и участия в них), не носящих общественно-политического
характера, а также отдельные публичные мероприятия, а именно митингов, шествий,
демонстраций, фестивалей, пикетирования.
Исчислять срок
административного надзора в отношении
Магомедова Дамады Бакаровича со дня отбытия им наказания в виде
ограничения свободы.
Председательствующий
Судьи