Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 17.07.2018 под номером 74253, 2-я гражданская, о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии с учетом документов, оформленных ненадлежащим образом, включении периодов прохождения службы по контракту в органах комитета национальной безопасности Республики Казахстан в страховой и общий трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, и понуждении к перерасчету пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                            Дело № 33-2556/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горбенок Людмилы Павловны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 марта 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Горбенок Людмилы Павловны к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, перерасчете пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Горбенок Л.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Горбенок Л.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), в обоснование иска указав, что 19.09.2017 в связи с достижением пенсионного возраста она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.

Однако при назначении пенсии и вынесении указанного решения ответчиком в стаж не был включен период прохождения военной службы по контракту в органах ***, продолжительностью с 01.01.1994 по 01.07.1999, что подтверждается справкой, выданной Департаментом *** (***) ***. Таким образом, из трудового стажа необоснованно был исключен указанный период трудовой деятельности.

Просила признать решение ответчика от 25.09.2017 в части не включения в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения службы по контракту в органах *** с 01.01.1994 по 01.07.1999 незаконным; включить указанный период прохождения службы по контракту в страховой и общий трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости; обязать ответчика произвести перерасчет назначенной Горбенок Л.П. страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением с 19.09.2017.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Горбенок Л.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права при вынесении решения.

Полагает, что установленная истице в соответствии с законодательными актами Р*** К*** выслуга лет уполномоченным органом Р*** К***, в соответствии со ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.1993, должна быть учтена ответчиком.

Считает ошибочным вывод суда о том, что нормы п.11 указанного Соглашения распространяют своё действие только на сотрудников органов внутренних дел договаривающихся государств, поскольку в соответствии с решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13.05.2004 №01-1/7-03, подлежащим применению на территории РФ Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.1993 носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и их семей, на территории которого эти лица проживают.

Так же полагает, что в условиях реформирования системы органов внутренних дел, обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются, ссылаясь в обоснование своей позиции на ст. 6 Соглашения от 24.12.1993.

Настаивает на своих доводах относительно того факта, что государствами, участвующими в соглашении, созданы необходимые правовые условия для назначения и выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов.

Ссылаясь на ранее сложившуюся судебную практику, указывает, что на территории РФ действует единое правовое пространство и решение судов не могут отличаться друг от друга.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, отказать в удовлетворении жалобы в полном объёме.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

19.09.2017 Горбенок Л.П., *** г.р., обратилась в УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) от 25.09.2017 № 1604 Горбенок Л.П. назначена страховая пенсия по старости с 28.09.2017. При этом период прохождения военной службы по контракту в *** с 01.01.1994 по 01.07.1999.

Не согласившись с решением ответчика в этой части, Горбенок Л.П. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Горбенок Л.П., не установлено.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 01.01.1993 по 31.12.1993 истица работала электромехаником группы правительственной связи С***.

С 01.01.1994 Горбенок Л.П. принята на действительную военную службу по контракту в *** и назначена электромехаником по 3 т.р. группы правительственной связи С*** с присвоением воинского звания «***».

С 01.01.1996 Горбенок Л.П. откомандирована в распоряжение С*** и исключена из списков личного состава.

С 01.08.1997 истица принята на военную службу в ***, с 01.07.1999 в соответствии с Законом Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службы», статьи 22 п.4 пп.2 (по сокращению штатов) *** Горбенок Л.П. уволена с военной службы в запас Вооруженных Сил Р*** К***.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которым закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Российская Федерация является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992.

В соответствии со ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств - участников соглашения производится по месту жительства.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 указанного Федерального закона приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.

Подпунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона часть 2 статьи 12 ФЗ № 400-ФЗ).

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13.03.1992).

Согласно преамбуле Соглашения от 13.03.1992 правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 закреплено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Таким образом, рассматривая во взаимосвязи нормы Соглашения от 13.03.1992 и нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, касающиеся определения страхового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения от 13.03.1992 по отношению к нормам указанного Федерального закона, в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств - участников Содружества Независимых Государств, в общий трудовой стаж могут включаться наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР.

Судом установлено, что при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Республики Казахстан Горбенок Л.П. не обращалась за назначением ей пенсии за выслугу лет, такая пенсия в Российской Федерации ей не назначалась.

При таких обстоятельствах, с учетом наличия у Горбенок Л.П. достаточного страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации, и назначения ей по достижении возраста 55 лет с 28.09.2017 пенсионным органом пенсии по старости без учета периода прохождения военной службы в вооруженных силах Республики Казахстан, районный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Горбенок Л.П. о включения периода прохождения службы по контракту в *** в период с 01.01.1994 по 01.07.1999 в страховой и общий трудовой стаж.

Доводы апелляционной жалобы истицы о незаконности и необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не опровергают правильность выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Указание в жалобе на судебные постановления, постановленные судами иных регионов, во внимание не принимаются, поскольку такой источник права как судебный прецедент в российской правовой системе отсутствует и наличие судебных постановлений, по-иному разрешающих аналогичные споры, не могут служить законным основанием для удовлетворения настоящего иска.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям пенсионного законодательства при его правильном толковании. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горбенок Людмилы Павловны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: